Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Продавцы машин предложили заставить россиян покупать новые авто, повысив транспортный налог

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Владельцев старых автомобилей хотят обложить повышенным транспортным налогом, чтобы заставить их покупать новые машины. Такой законопроект готовит ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), сообщил ее глава Алексей Подщеколдин в интервью «Газете.ру». По его словам, конкретные параметры пока обсуждаются, но, скорее всего, документ коснется машин старше 15 лет. «А как стимулировать можно на замену машины? Немного повысить транспортный налог, причем в щадящем размере: условно говоря, было 10 тысяч рублей, а станет 15 тысяч рублей в год», — заявил Подщеколдин.

Также в РОАД предлагают обязать владельцев старых автомобилей проходить техосмотр дважды в год. Тем же, кто решит избавиться от своей машины по достижении ею 20-летнего возраста, государство должно выделять 300–400 тысяч рублей для покупки новой в рамках программы утилизации, добавил Подщеколдин. По данным РОАД, средний возраст автомобиля в России составляет 16 лет, причем более 39,75 млн авто из 55 млн — уже старше 10 лет. «Надо в год хотя бы 3 млн автомобилей продавать в течение 10 лет. Если будет меньше, как сейчас — 1,1 млн, то буквально через 5 лет у нас 80% парка будет старше 10 лет, причем половина — старше 20 лет», — предупредил Подщеколдин.

По подсчетам РОАД, с начала 2025 года в России было продано чуть более 3,65 млн автомобилей, из них новых — 569,1 тысячи. «В целом рынок не досчитался 27% продаж. Это очень существенно. Это, можно сказать, обвал», — отметил глава ассоциации, добавив, что в деньгах рынок просел на 20%. В то же время Подщеколдин признал, что сегодня у россиян «нет возможности купить автомобиль» с учетом их зарплат, поскольку средняя цена новой машины — 3,12 млн рублей. При этом выдачи автокредитов, по его словам, сократились на 53%.

В Госдуме раскритиковали инициативу РОАД. Первый зампред комитета по энергетике Валерий Селезнев заявил, что Ассоциация автодилеров «должна думать не о том, как через повышение налогов на старые авто вынудить людей покупать новые автомобили», а бороться за интересы своих потенциальных клиентов. «Лоббируйте через все возможные инструменты реальное снижение стоимости покупки автомобиля для наших граждан, бейтесь за усиление конкуренции за счет расширения линейки предложения, соответствующего понятному балансу „цена/качество“», — отметил депутат.

По данным «Автостата», за шесть месяцев 2025 года в России было продано 530,4 тысячи новых легковых автомобилей. С учетом коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов) совокупный объем рынка составил 601,8 тысячи единиц. Это на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, падение по сегменту легковых машин аналитики оценили в 26%.

Среди ключевых факторов снижения спроса «Автостат» называет высокие цены на автомобили, ужесточение политики Центробанка в сфере автокредитования, высокие ставки по займам и депозитам. На этом фоне в России начали закрываться дилерские центры. С начала года прекратили работу 200 салонов продаж из 4000.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку