С начала 2025 года в России прекратили работу порядка 200 автодилерских центров — это около 5% от общего числа дилеров, которых в стране насчитывается около 4000. Об этом Autonews сообщил президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. Массовое закрытие происходит на фоне резкого снижения спроса: по итогам первого полугодия продажи новых автомобилей в России рухнули более чем на четверть.
По словам Подщеколдина, еще примерно 30% автодилерских компаний в стране сейчас находятся в крайне сложном финансовом положении и близки к остановке деятельности. Он отметил, что действующая структура автомобильного рынка России не позволяет получать устойчивую прибыль ни автопроизводителям, ни дилерам.
Несмотря на общее снижение продаж, за боле чем три года, прошедшие с начала полномасштабного вторжения России в Украину, число автомобильных брендов на российском рынке выросло в два раза: если в начале 2022 года их было 60, то к июню 2025-го — уже 124. При этом, по словам эксперта, «подавляющее большинство новых марок — китайские».
Однако рост числа брендов не означает рост продаж. На один автомобильный бренд в России в среднем приходится около 12 900 проданных машин в год — это в 28 раз меньше, чем в США, где на один бренд реализуется порядка 355 500 автомобилей. При этом число брендов в России почти втрое превышает американский показатель (124 против 45), а автодилеров в стране — 4000, тогда как в США — 16 700. В пересчете на один дилерский центр в России приходится всего около 400 продаж в год, в США — 960, что в 2,4 раза больше. Такие показатели делают значительную часть российского дилерского бизнеса убыточным, подчеркивает Autonews.
По данным заместителя руководителя аналитического центра «Автостат» Дмитрия Ерегина, за первые шесть месяцев 2025 года в России было продано 530,4 тысячи новых легковых автомобилей. С учетом коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов) совокупный объем рынка составил 601,8 тысячи единиц. Это на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом падение по сегменту легковых машин — 26%.
Среди ключевых факторов снижения спроса аналитики «Автостата» называют высокие цены на автомобили, ужесточение политики Центробанка в сфере автокредитования, высокие ставки по займам и депозитам.
До недавнего времени эксперты «Автостата» надеялись на восстановление продаж во втором полугодии. Однако сейчас они пересматривают свои оценки в сторону понижения. Вместе с Комитетом автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) «Автостат» ожидает, что по итогам 2025 года будет продано 1,25 млн легковых автомобилей — на 20% меньше, чем в 2024 году. Ранее этот показатель рассматривался как пессимистичный сценарий, теперь он стал базовым. Новый негативный прогноз — падение продаж до 1,1 млн автомобилей, что будет означать сокращение рынка на 30%.