Российский рынок наводнен контрафактной обувью: доля подделок в розничной продаже составляет от 25 до 30%, заявил глава Роскачества Максим Протасов. «На государственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции рассматривалась ситуация с якобы наличием в Москве и Московской области порядка 450 фабрик, которые выпускают обувь. Мы видим в системе маркировки, что эта обувь появляется на рынке, но не видим сами фабрики», — рассказал Протасов в интервью «РИА Новости».
По его словам, контрафактную обувь ввозят в страну с «минимизацией» таможенных пошлин, после чего она через упомянутые фабрики проходит легализацию «как якобы произведенная российским производителем». Он пообещал бороться с такими схемами, в том числе с использованием действующей системы маркировки. Как ранее писали «Известия», легализацией контрафактной обуви, которая в основном поступает из Китая и Казахстана, занимаются фейковые фабрики, зарегистрированные около рынка «Садовод» в Москве. При этом на том же рынке продаются коды системы маркировки «Честный знак». Стоимость одного уникального кода Data Matrix, дающего возможность поставлять товар в магазины или выставить его на продажу на маркетплейсе, колеблется от 3 до 15 руб. в зависимости от объема партии. Это позволяет обходить официальную регистрацию в системе «Честный знак» и подтверждать качество товара.
В Минпромторге ранее оценивали объем поступающего на рынок контрафактной обуви в 26% от всего производства. При этом ежегодные продажи обуви в стране составляют около 550–580 млн пар. В результате наличия большого числа контрафактной продукции, которая стоит дешевле произведенной в стране, российские предприятия теряют рынок. Если в 2020 году на долю отечественных предприятий приходилось 25% продаж обуви, то в 2024-м — 15–18%. «Российская кожевенно-обувная отрасль находится в сложном положении, идет массовое сокращение производств гражданской и детской обуви», — подчеркивали в Минпромторге.
В Российском союзе кожевников и обувщиков заявляли, что компании, которые нелегально ввозят товар в страну без уплаты пошли и налогов, создают неравные условия на рынке, нарушая принцип конкуренции. Более того, контрафактный товар «несет огромный риск» для клиентов — продукция может быть небезопасной и не соответствовать требованиям техрегламентов, отмечали в организации.