Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Африканское приключение продолжается: киновселенная «Вагнера»

Два года и один месяц назад Евгений Пригожин совершил закончившийся ничем марш на Москву. Еще спустя месяц самолет с руководством ЧВК «Вагнер» был подорван, группа распалась. У этого события были внутрироссийские и международные последствия.
ЧВК «Вагнер» попыталась открыть глаза миру на свою кровавую деятельность при помощи кино
ЧВК «Вагнер» попыталась открыть глаза миру на свою кровавую деятельность при помощи кино Кадр из фильма «Турист»

Распавшаяся ЧВК остается постоянным источником новостей. Недавно информагентство Associated Press узнало, что в Международный уголовный суд передан отчет о возможных преступлениях ЧВК «Вагнер» в Африке в декабре 2021 — июле 2024 годов. Речь идет о пытках, нанесении увечий, внесудебных казнях, каннибализме и распространении роликов с этими злодеяниями.

Публикация подготовлена медиапроектом «Страна и мир — Sakharov Review» (телеграм проекта — «Страна и мир»).

В декабре 2024 стремительно пал режим Башара аль-Асада в Сирии. Наемники много сделали для утверждения его контроля над восточной Сирией. Если бы вагнеровцы оставались в Сирии или могли быть переброшены туда из Африки, то вместе с «Хезболлой» и частями российской армии они могли бы сдержать отряды повстанцев, первоначально не слишком большие, и своим примером укрепить запаниковавших сирийских военных.

Многим обязаны «Вагнеру» и власти Центральноафриканской Республики, которые в декабре 2024 с участием президента страны открыли памятник организаторам ЧВК, Евгению Пригожину и Дмитрию Уткину. Это не первый памятник вагнеровцам в ЦАР. Президент страны и часть населения благодарны им за стабилизацию внутриполитической ситуации и борьбу с вооруженными группировками.

Посмертная популярность

Спустя полтора года после мятежа часть руководства ЧВК дала первое с ее основания коллективное интервью подмосковному телеканалу «360». Бывший начальник штаба и заметные руководители отрядов, не попавшие на убийственный борт из Солнечногорска в Петербург (кроме Пригожина и Уткина тогда погибли пятеро вагнеровцев, включая руководителя службы безопасности и логистики), произвели мини-сенсацию в «патриотическом» сегменте телеграма. Они без масок рассказали о себе и о ЧВК (общая численность «Вагнера» за все время составила 53 тыс. человек, более чем армейский корпус), и прорекламировали новосозданный подмосковными властями «Легион Вагнер».

В 2024 году в двух крупных и нескольких мелких стычках в Мали, по подсчетам «Верстки», погибли не менее 59 бойцов «Вагнера». Это больше, чем в среднем за год войны в Сирии. Кроме Мали, ЧВК присутствует в ЦАР, Ливии, Нигере, Буркина-Фасо, Судане, Мозамбике, Мадагаскаре.

Феноменальная популярность «Вагнера» до сих пор заметна не только в военной сфере. Юноши в московских школах, в 2023-2024 гг. размахивавшие флагами «Вагнера» на выпускных, и те, кто лепил наклейки с эмблемой ЧВК себе на машины, восхищались не только матерщиной Пригожина. Не все из них стремились попасть на фронт. Но на маркетплейсах и сейчас можно найти много «мерча» с символикой организации и различных групп, созданных на её основе.

Чем дальше мы от времени функционирования «Вагнера», тем четче кристаллизируется миф о нем. Немалую роль в этом играет кино, включая фильмы, снятые при жизни «Вагнера». В основном они посвящены действиям ЧВК в Африке. Значительная часть аудитории будет оценивать их как наиболее достоверные свидетельства — подобно тому, как в комментах на YouTube под фильмами о Великой отечественной войне зрители благодарят авторов за «художественную достоверность» образов и «настоящую правду». В «Солнцепеке», хронологически первом из фильмов вагнеровской серии, есть слоган: «Донбасс. Рассекреченные факты». Хотя даже патриотические критики упрекали этот фильм в «преувеличениях».

Какой же идейный посыл несли фильмы, снятые на средства Пригожина в 2021–2022 годах? Вместе с пропагандой «Вагнера» и клипами на песни из фильмов они собрали на YouTube порядка 70 млн просмотров. Можно ли найти в них что-то кроме бесконечной стрельбы, утомительной для кинозрителей? В этом тексте я расскажу о содержании вагнеровских фильмов, а в следующем — о том, как их идеология связана со структурой и социальной историей «Вагнера».

Фильмы про «Вагнера»

Всего за три года на средства Пригожина успели отснять три полноценных художественных фильма, целиком посвященные бойцам «Вагнера»: «Турист» (2021), «Гранит» (2021), «Лучшие в аду» (2022). Первые два рассказывают про группу бойцов, действующую ЦАР и Мозамбике, ее изображает одна группа актеров. Еще в киновселенную ЧВК «Вагнер» входят фильмы «Солнцепек» (2021) и «Шугалей 3» (2021), где актеры главных вагнеровских фильмов задействованы во второстепенных ролях в финале картин.

Они были сняты продюсерской компанией «Aurum Production». Сценарии почти для всех фильмов написал малоизвестный автор Владимир Измайлов, стартовавший в 2013 году с сюжетов для не слишком популярных «ментовских» сериалов, которые снимались в Петербурге. Измайлов использовал интервью с наемниками, сделанные штатным журналистом вагнеровцев Кириллом Романовским. Почти все фильмы (кроме «Лучших в аду») сняли режиссеры Михаил Вассербаум и Денис Нейманд.

В фильмах показана современная боевая работа небольших хорошо подготовленных стрелковых подразделений наемников размером не больше отделения. Бои проходят в городской застройке или на фоне природы. В кадре много личного оружия и непрерывной пальбы с убийством десятков местных (на жаргоне героев фильма — «рыл»). И много жесткости: для убийства противников и «мирняка» используются ножи. Много отрезанных голов, убитых детей, священников, расстрелянных перед храмами, насилия над женщинами. Есть и подробно заснятый эпизод каннибализма.

«Лучшие в аду» — антивоенный фильм

Особняком стоят «Лучшиe в адy» (2022), третий по популярности фильм о вагнеровцах (11 млн просмотров). Это один из двух фильмов «Aurum Production», целиком посвященный войне в Украине. Его сценарий написали один из командиров «Вагнера» Алексей Нагин (он был соавтором сценария «Солнцепека») и малоизвестный Антон Зимин (возможно, это псевдоним того же Измайлова). Фильм представляет собой крайне утомительное путешествие внутри разбитых и разбиваемых в прах зданий, с беспрерывным мельтешением и стрельбой в духе компьютерных шутеров.

«Лучшие в аду» избавлены от геополитических рассуждений, которых много в прочих вагнеровских фильмах. Фильм показывает, как устроен бой на войне, где задача решается не одиночным подразделением, а слаженной работой многих подразделений прикрытия и разведки. Бой за четыре здания в городе становится делом войск, которые находятся в десятках километров от места сражения, где бойцы гибнут от снарядов, мин и ракет противника.

В отличие от других вагнеровских фильмов, противник здесь показан с уважением, а не как свора убийц, которых вагнеровцы отстреливают пачками и без особых потерь со своей стороны (в том числе в Украине — как это было в «Солнцепеке»). Финал фильма содержит неожиданное признание: все захваченные здания, за которые отдали жизни штурмовики, пришлось оставить после подхода подкреплений противника.

Но «Лучшие в аду» — не просто «учебный» фильм, показывающий комплексную работу подразделений. Как заметил анонимный автор «Соты», это еще и антивоенное высказывание, показывающее, насколько бессмысленна война, которая ведет к малым результатам ценой огромных потерь и разрушений. Это же демонстрирует судьба соавтора сценария фильма Алексея Нагина, погибшего в начале штурма Бахмута в сентябре 2022 года.

Африканское турне: мой «Турист»

Основная идеологическая задача большей части фильмов о вагнеровцах — оправдать их присутствие в Африке. Трилогия «Шугалей» посвящена деятельности пригожинского политконсультанта, который, занимаясь околовыборной деятельностью, провел 18 месяцев в тюрьме в Ливии в 2019–2020 годах. Фильмы «Турист» и «Гранит» рассказывают об операциях «Вагнера» в ЦАР и Мозамбике. В третьей части «Шугалея» герои обеих историй встречаются и планируют вместе поехать в Мали под командованием «социолога», больше похожего на командира «Вагнера» высокого уровня. Примерно это и случилось в жизни: последние части «Вагнера» были выведены из Мали только в июне 2025 г., их заменил Российский африканский корпус, использовавший и «вагнеровские» кадры.

Вагнеровские фильмы полностью игнорируют другие страны и регионы, где действовали наемники, включая Сирию (с нее начались их реальные боевые успехи и потери) и Венесуэлу. О значительном присутствии «Вагнера» в Ливии в фильмах тоже не говорится, хотя именно за эту кампанию командиры «Вагнера», оказавшиеся в студии канала «360», получили весомые российские госнаграды.

Самым популярным у массовой аудитории оказался фильм «Турист» с Владимиром Петровым и Алексеем Шевченковым в главных ролях. На YouTube у него в разных роликах впечатляющие 33 млн просмотров. Фильм рассказывает о бывшем милиционере и новобранце «Вагнера», который фрустрирован российской реальностью, прилетает в ЦАР и с более опытными бойцами и попадает в пекло мятежа, организованного бывшим президентом страны.

Небольшие отряды повстанцев из разных регионов страны стекаются к столице, по дороге бессмысленно уничтожая и грабя мирные поселения. Отряд с участием главных героев оказывается на базе в противоположном от столицы конце страны. Местные военные их бросают. Вагнеровцы и местная красотка-сержант сражаются с толпами повстанцев, а потом с ротой наемников из регулярной армии Чада под песню Шнура «Собирала в огороде мать красную смородину» (10 млн просмотров в нескольких самостоятельных клипах).

Отдельным самолетом из России в ЦАР перебрасывают еще триста вагнеровцев с Дмитрием Уткиным во главе (в фильме он «Седьмой», в реальности был «Девятый»). Усилив отряд, они устраивают высокотехнологичные засады на колонны повстанцев, расстреливают их или берут в плен.

Фабула фильма, подходы к изображению деятельности бойцов «Вагнера», его противников и союзников совпадают в «Туристе», «Граните» и более раннем «Солнцепеке», посвященном началу войны в Донбассе. В «Туристе» меньше политики и больше видов экзотичной для россиян ЦАР, больше выяснения отношений между вагнеровцами, есть и романтика в отношениях между главным героем и африканской военной. Актеры в этом фильме играют, а не только стреляют. «Турист», в котором задействовано значительное количество военной техники, четко показывает: в «Вагнер» идут не столько для решения геополитических проблем России, сколько от внутренних проблем в ней самой.

Поэтому «Турист» вызывает больший интерес, чем другие фильмы о «Вагнере». Из образа главного героя «вагнеровцы» пытаются слепить и поддерживать «мем», оправдывающий их присутствие в Африке. «А ты бывал в Африке? Да, туристом», — такой диалог в видео-демотиваторе в конце июня 2025 привел близкий к «Вагнеру» телеграм-канал «Не пал». Репост этого сообщения сделал вагнеровский телеграм-канал «Белые дяди в Африке». Далее идёт расшифровка тезиса: «Турист нормального человека» — с обычными фото, а «Мой Турист» — человек в военной форме, который приглашающе машет рукой кому-то в воздухе. Потом идут фото войны в полупустыне с явным участием «белых европейцев».

Вагнеровский интернационал

«Гранит» (не менее 13 млн просмотров на YouTube) — попытка представить деятельность «вагнеровцев» в Африке как продолжение политики советско-африканской дружбы. Он начинается с забытого эпизода: в 1986 году самолет президента Мозамбика Саморы Машела разбился на территории ЮАР: то ли советский экипаж допустил ошибки, то ли власти ЮАР убили Машела, установив в горах ложный радиомаяк. 12 лет спустя вдова Машела вышла замуж за президента ЮАР Нельсона Манделу, став первой в истории «первой леди» двух государств. Инициированное Манделой расследование инцидента не дало результатов.

В фильме «Гранит» вагнеровцы снова помогают президенту Мозамбика — готовят подразделение местной армии для борьбы с исламистами на севере страны. А белые в ЮАР снова строят против него козни — теперь в интересах американских газодобывающих компаний. Для этого власти ЮАР используют местных марксистов (судя по символике на одежде) — каннибалов, а также наемников из Чада, исламистов (судя по одежде).

Сцена, в которой марксисты-каннибалы рубят руки убитых противников, а потом в своём лагере их жарят и устраивают ритуальное пиршество, сняты весьма убедительно. Хотя в Мозамбике каннибализм не распространен: подобные традиции более характерны для западной, а не юго-восточной Африки.  Вагнеровцы легко побеждают противников в джунглях, но главный герой с позывным «Гранит» гибнет в финале в засаде под песню Шнура «Наш отряд стоит крепче, чем гранит».

У белого наемника из ЮАР, организующего неприятности властям Мозамбика по заданию американцев, есть прототип. Это Эбен Барлоу, основатель южноафриканской ЧВК Executive Outcomes. В 2010 году Барлоу (как и в фильме, «худощавый человек за 50») представил сотрудникам Генштаба ВС РФ свою компанию на Петербургском экономическом форуме. Именно с этого, по данным The Bell, началась история ЧВК «Вагнер».

Три части «Шугалея», снятые в 2020-2021 годах, вызвали куда меньший зрительский интерес. Суммарно они собрали всего 6 млн просмотров. Фильм состоит в основном из сцен бесконечных избиений и унижений пригожинского агента в тюрьмах или в распоряжении боевиков различных группировок. Он ведет нахальные по стилю (ироничные, по мнению создателей фильма) диалоги с ливийскими политиками, полевыми командирами и охранниками. За спинами некоторых из них стоят сотрудники ЦРУ. Все это происходит под песню «Сплина» «Гни свою линию».

Смотреть эти злоключения сложнее, чем бесконечную стрельбу наемников в прочих фильмах. Его авторы под картинку бесконечных ударов ногами по скорченному телу героя пытаются вербально втереть зрителю нарратив, напоминающий текст отставного сотрудника Первого управления КГБ (внешняя разведка) с третьей страницы газеты «Советская Россия» образца 2004 года. Этот текст растягивается на 5 часов экранного времени. О том, как в нем представлен «коллективный Запад», свидетельствует эпизод, в котором в ЦРУ начальник расправляется с провинившимся сотрудником. Он приказал подорвать его в автомобиле на парковке гольф-клуба. Нажавший на кнопку исполнитель тут же назначается на место подорванного.

Всемирный шериф

Во всех фильмах вагнеровцы эффективно противостоят жестоким местным бандам, нанятым американцами (в «Туристе» — французами) для свержения или расшатывания («Гранит») местного порядка и зарабатывания денег, иногда с перспективой, что эти террористы ударят по ним самим («Шугалей-3»). Вопросы денежного довольствия наемников «Вагнера» и экономические интересы Пригожина в Африке в фильмах не обсуждаются.

Африканские фильмы показывают, как вагнеровцы берут на себя ответственность и риск, защищая местное население. Возможно, в некоторых случаях так оно и было, по крайней мере так свидетельствуют записанные Кириллом Романовским мемуары командира отделения «Вагнера», чье подразделение стояло в ЦАР. Вагнеровцы пытались поддерживать хорошие отношения с местным населением, с одобрения руководства компании покупая его лояльность при помощи раздачи продовольствия, дешевых медикаментов, оплаты услуг.

В африканских фильмах вагнеровцы предстают идеальным шерифом для всего мира, способным всюду навести порядок. В отличие от классических вестернов, беспредельщики, с которыми они борются, вместо лошадей используют мотоциклы и мопеды, а вместо повозок — джипы (в каждом из африканских фильмов — десятки убитых мотоциклистов).

Книга Романовского передает то же отношение к миссии «Вагнера», что и главный герой «Туриста»: «Сквозь бури и огонь военных конфликтов последних лет, через терриконы Донбасса, пустыни Сирии и непроходимые африканские джунгли прошел широкой поступью русский человек. Вместе с товарищами по оружию — русскими воинами, ветеранами горячих точек — несет он мир, порядок и справедливость в тех местах, где утеряно было само понятие человечности». Сейчас лозунг «мы воюем за справедливость» с добавкой «и за интересы России на всех континентах» используют вербовщики «Африканского корпуса» Минобороны, который в последние два года успешно вытесняет ЧВК с континента.

Но в отличие от вестернов, вагнеровцы не могут добраться до настоящих злодеев. Даже организаторы конкретных преступлений в фильмах чаще всего уходят от ответственности (если только с ними не расправятся свои): вагнеровцы много стреляют, но не могут провести систематический допрос пленных.

Они оказываются игрушкой в разборках местных элит. Это нехотя признается в «Граните»: Мозамбик, где вагнеровцы надеялись закрепиться, вскоре выслал наемников. А подготовленные «Вагнером» военные были перебиты исламскими боевиками.

Во втором тексте серии читайте об идеологии фильмов о «Вагнере» и о ее связи с социальной историей ЧВК.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку