Распавшаяся ЧВК остается постоянным источником новостей. Недавно информагентство Associated Press узнало, что в Международный уголовный суд передан отчет о возможных преступлениях ЧВК «Вагнер» в Африке в декабре 2021 — июле 2024 годов. Речь идет о пытках, нанесении увечий, внесудебных казнях, каннибализме и распространении роликов с этими злодеяниями.
Публикация подготовлена медиапроектом «Страна и мир — Sakharov Review» (телеграм проекта — «Страна и мир»).
В декабре 2024 стремительно пал режим Башара аль-Асада в Сирии. Наемники много сделали для утверждения его контроля над восточной Сирией. Если бы вагнеровцы оставались в Сирии или могли быть переброшены туда из Африки, то вместе с «Хезболлой» и частями российской армии они могли бы сдержать отряды повстанцев, первоначально не слишком большие, и своим примером укрепить запаниковавших сирийских военных.
Многим обязаны «Вагнеру» и власти Центральноафриканской Республики, которые в декабре 2024 с участием президента страны открыли памятник организаторам ЧВК, Евгению Пригожину и Дмитрию Уткину. Это не первый памятник вагнеровцам в ЦАР. Президент страны и часть населения благодарны им за стабилизацию внутриполитической ситуации и борьбу с вооруженными группировками.
Посмертная популярность
Спустя полтора года после мятежа часть руководства ЧВК дала первое с ее основания коллективное интервью подмосковному телеканалу «360». Бывший начальник штаба и заметные руководители отрядов, не попавшие на убийственный борт из Солнечногорска в Петербург (кроме Пригожина и Уткина тогда погибли пятеро вагнеровцев, включая руководителя службы безопасности и логистики), произвели мини-сенсацию в «патриотическом» сегменте телеграма. Они без масок рассказали о себе и о ЧВК (общая численность «Вагнера» за все время составила 53 тыс. человек, более чем армейский корпус), и прорекламировали новосозданный подмосковными властями «Легион Вагнер».
В 2024 году в двух крупных и нескольких мелких стычках в Мали, по подсчетам «Верстки», погибли не менее 59 бойцов «Вагнера». Это больше, чем в среднем за год войны в Сирии. Кроме Мали, ЧВК присутствует в ЦАР, Ливии, Нигере, Буркина-Фасо, Судане, Мозамбике, Мадагаскаре.
Феноменальная популярность «Вагнера» до сих пор заметна не только в военной сфере. Юноши в московских школах, в 2023-2024 гг. размахивавшие флагами «Вагнера» на выпускных, и те, кто лепил наклейки с эмблемой ЧВК себе на машины, восхищались не только матерщиной Пригожина. Не все из них стремились попасть на фронт. Но на маркетплейсах и сейчас можно найти много «мерча» с символикой организации и различных групп, созданных на её основе.
Чем дальше мы от времени функционирования «Вагнера», тем четче кристаллизируется миф о нем. Немалую роль в этом играет кино, включая фильмы, снятые при жизни «Вагнера». В основном они посвящены действиям ЧВК в Африке. Значительная часть аудитории будет оценивать их как наиболее достоверные свидетельства — подобно тому, как в комментах на YouTube под фильмами о Великой отечественной войне зрители благодарят авторов за «художественную достоверность» образов и «настоящую правду». В «Солнцепеке», хронологически первом из фильмов вагнеровской серии, есть слоган: «Донбасс. Рассекреченные факты». Хотя даже патриотические критики упрекали этот фильм в «преувеличениях».
Какой же идейный посыл несли фильмы, снятые на средства Пригожина в 2021–2022 годах? Вместе с пропагандой «Вагнера» и клипами на песни из фильмов они собрали на YouTube порядка 70 млн просмотров. Можно ли найти в них что-то кроме бесконечной стрельбы, утомительной для кинозрителей? В этом тексте я расскажу о содержании вагнеровских фильмов, а в следующем — о том, как их идеология связана со структурой и социальной историей «Вагнера».
Фильмы про «Вагнера»
Всего за три года на средства Пригожина успели отснять три полноценных художественных фильма, целиком посвященные бойцам «Вагнера»: «Турист» (2021), «Гранит» (2021), «Лучшие в аду» (2022). Первые два рассказывают про группу бойцов, действующую ЦАР и Мозамбике, ее изображает одна группа актеров. Еще в киновселенную ЧВК «Вагнер» входят фильмы «Солнцепек» (2021) и «Шугалей 3» (2021), где актеры главных вагнеровских фильмов задействованы во второстепенных ролях в финале картин.
Они были сняты продюсерской компанией «Aurum Production». Сценарии почти для всех фильмов написал малоизвестный автор Владимир Измайлов, стартовавший в 2013 году с сюжетов для не слишком популярных «ментовских» сериалов, которые снимались в Петербурге. Измайлов использовал интервью с наемниками, сделанные штатным журналистом вагнеровцев Кириллом Романовским. Почти все фильмы (кроме «Лучших в аду») сняли режиссеры Михаил Вассербаум и Денис Нейманд.
В фильмах показана современная боевая работа небольших хорошо подготовленных стрелковых подразделений наемников размером не больше отделения. Бои проходят в городской застройке или на фоне природы. В кадре много личного оружия и непрерывной пальбы с убийством десятков местных (на жаргоне героев фильма — «рыл»). И много жесткости: для убийства противников и «мирняка» используются ножи. Много отрезанных голов, убитых детей, священников, расстрелянных перед храмами, насилия над женщинами. Есть и подробно заснятый эпизод каннибализма.
«Лучшие в аду» — антивоенный фильм
Особняком стоят «Лучшиe в адy» (2022), третий по популярности фильм о вагнеровцах (11 млн просмотров). Это один из двух фильмов «Aurum Production», целиком посвященный войне в Украине. Его сценарий написали один из командиров «Вагнера» Алексей Нагин (он был соавтором сценария «Солнцепека») и малоизвестный Антон Зимин (возможно, это псевдоним того же Измайлова). Фильм представляет собой крайне утомительное путешествие внутри разбитых и разбиваемых в прах зданий, с беспрерывным мельтешением и стрельбой в духе компьютерных шутеров.
«Лучшие в аду» избавлены от геополитических рассуждений, которых много в прочих вагнеровских фильмах. Фильм показывает, как устроен бой на войне, где задача решается не одиночным подразделением, а слаженной работой многих подразделений прикрытия и разведки. Бой за четыре здания в городе становится делом войск, которые находятся в десятках километров от места сражения, где бойцы гибнут от снарядов, мин и ракет противника.
В отличие от других вагнеровских фильмов, противник здесь показан с уважением, а не как свора убийц, которых вагнеровцы отстреливают пачками и без особых потерь со своей стороны (в том числе в Украине — как это было в «Солнцепеке»). Финал фильма содержит неожиданное признание: все захваченные здания, за которые отдали жизни штурмовики, пришлось оставить после подхода подкреплений противника.
Но «Лучшие в аду» — не просто «учебный» фильм, показывающий комплексную работу подразделений. Как заметил анонимный автор «Соты», это еще и антивоенное высказывание, показывающее, насколько бессмысленна война, которая ведет к малым результатам ценой огромных потерь и разрушений. Это же демонстрирует судьба соавтора сценария фильма Алексея Нагина, погибшего в начале штурма Бахмута в сентябре 2022 года.
Африканское турне: мой «Турист»
Основная идеологическая задача большей части фильмов о вагнеровцах — оправдать их присутствие в Африке. Трилогия «Шугалей» посвящена деятельности пригожинского политконсультанта, который, занимаясь околовыборной деятельностью, провел 18 месяцев в тюрьме в Ливии в 2019–2020 годах. Фильмы «Турист» и «Гранит» рассказывают об операциях «Вагнера» в ЦАР и Мозамбике. В третьей части «Шугалея» герои обеих историй встречаются и планируют вместе поехать в Мали под командованием «социолога», больше похожего на командира «Вагнера» высокого уровня. Примерно это и случилось в жизни: последние части «Вагнера» были выведены из Мали только в июне 2025 г., их заменил Российский африканский корпус, использовавший и «вагнеровские» кадры.
Вагнеровские фильмы полностью игнорируют другие страны и регионы, где действовали наемники, включая Сирию (с нее начались их реальные боевые успехи и потери) и Венесуэлу. О значительном присутствии «Вагнера» в Ливии в фильмах тоже не говорится, хотя именно за эту кампанию командиры «Вагнера», оказавшиеся в студии канала «360», получили весомые российские госнаграды.
Самым популярным у массовой аудитории оказался фильм «Турист» с Владимиром Петровым и Алексеем Шевченковым в главных ролях. На YouTube у него в разных роликах впечатляющие 33 млн просмотров. Фильм рассказывает о бывшем милиционере и новобранце «Вагнера», который фрустрирован российской реальностью, прилетает в ЦАР и с более опытными бойцами и попадает в пекло мятежа, организованного бывшим президентом страны.
Небольшие отряды повстанцев из разных регионов страны стекаются к столице, по дороге бессмысленно уничтожая и грабя мирные поселения. Отряд с участием главных героев оказывается на базе в противоположном от столицы конце страны. Местные военные их бросают. Вагнеровцы и местная красотка-сержант сражаются с толпами повстанцев, а потом с ротой наемников из регулярной армии Чада под песню Шнура «Собирала в огороде мать красную смородину» (10 млн просмотров в нескольких самостоятельных клипах).
Отдельным самолетом из России в ЦАР перебрасывают еще триста вагнеровцев с Дмитрием Уткиным во главе (в фильме он «Седьмой», в реальности был «Девятый»). Усилив отряд, они устраивают высокотехнологичные засады на колонны повстанцев, расстреливают их или берут в плен.
Фабула фильма, подходы к изображению деятельности бойцов «Вагнера», его противников и союзников совпадают в «Туристе», «Граните» и более раннем «Солнцепеке», посвященном началу войны в Донбассе. В «Туристе» меньше политики и больше видов экзотичной для россиян ЦАР, больше выяснения отношений между вагнеровцами, есть и романтика в отношениях между главным героем и африканской военной. Актеры в этом фильме играют, а не только стреляют. «Турист», в котором задействовано значительное количество военной техники, четко показывает: в «Вагнер» идут не столько для решения геополитических проблем России, сколько от внутренних проблем в ней самой.
Поэтому «Турист» вызывает больший интерес, чем другие фильмы о «Вагнере». Из образа главного героя «вагнеровцы» пытаются слепить и поддерживать «мем», оправдывающий их присутствие в Африке. «А ты бывал в Африке? Да, туристом», — такой диалог в видео-демотиваторе в конце июня 2025 привел близкий к «Вагнеру» телеграм-канал «Не пал». Репост этого сообщения сделал вагнеровский телеграм-канал «Белые дяди в Африке». Далее идёт расшифровка тезиса: «Турист нормального человека» — с обычными фото, а «Мой Турист» — человек в военной форме, который приглашающе машет рукой кому-то в воздухе. Потом идут фото войны в полупустыне с явным участием «белых европейцев».
Вагнеровский интернационал
«Гранит» (не менее 13 млн просмотров на YouTube) — попытка представить деятельность «вагнеровцев» в Африке как продолжение политики советско-африканской дружбы. Он начинается с забытого эпизода: в 1986 году самолет президента Мозамбика Саморы Машела разбился на территории ЮАР: то ли советский экипаж допустил ошибки, то ли власти ЮАР убили Машела, установив в горах ложный радиомаяк. 12 лет спустя вдова Машела вышла замуж за президента ЮАР Нельсона Манделу, став первой в истории «первой леди» двух государств. Инициированное Манделой расследование инцидента не дало результатов.
В фильме «Гранит» вагнеровцы снова помогают президенту Мозамбика — готовят подразделение местной армии для борьбы с исламистами на севере страны. А белые в ЮАР снова строят против него козни — теперь в интересах американских газодобывающих компаний. Для этого власти ЮАР используют местных марксистов (судя по символике на одежде) — каннибалов, а также наемников из Чада, исламистов (судя по одежде).
Сцена, в которой марксисты-каннибалы рубят руки убитых противников, а потом в своём лагере их жарят и устраивают ритуальное пиршество, сняты весьма убедительно. Хотя в Мозамбике каннибализм не распространен: подобные традиции более характерны для западной, а не юго-восточной Африки. Вагнеровцы легко побеждают противников в джунглях, но главный герой с позывным «Гранит» гибнет в финале в засаде под песню Шнура «Наш отряд стоит крепче, чем гранит».
У белого наемника из ЮАР, организующего неприятности властям Мозамбика по заданию американцев, есть прототип. Это Эбен Барлоу, основатель южноафриканской ЧВК Executive Outcomes. В 2010 году Барлоу (как и в фильме, «худощавый человек за 50») представил сотрудникам Генштаба ВС РФ свою компанию на Петербургском экономическом форуме. Именно с этого, по данным The Bell, началась история ЧВК «Вагнер».
Три части «Шугалея», снятые в 2020-2021 годах, вызвали куда меньший зрительский интерес. Суммарно они собрали всего 6 млн просмотров. Фильм состоит в основном из сцен бесконечных избиений и унижений пригожинского агента в тюрьмах или в распоряжении боевиков различных группировок. Он ведет нахальные по стилю (ироничные, по мнению создателей фильма) диалоги с ливийскими политиками, полевыми командирами и охранниками. За спинами некоторых из них стоят сотрудники ЦРУ. Все это происходит под песню «Сплина» «Гни свою линию».
Смотреть эти злоключения сложнее, чем бесконечную стрельбу наемников в прочих фильмах. Его авторы под картинку бесконечных ударов ногами по скорченному телу героя пытаются вербально втереть зрителю нарратив, напоминающий текст отставного сотрудника Первого управления КГБ (внешняя разведка) с третьей страницы газеты «Советская Россия» образца 2004 года. Этот текст растягивается на 5 часов экранного времени. О том, как в нем представлен «коллективный Запад», свидетельствует эпизод, в котором в ЦРУ начальник расправляется с провинившимся сотрудником. Он приказал подорвать его в автомобиле на парковке гольф-клуба. Нажавший на кнопку исполнитель тут же назначается на место подорванного.
Всемирный шериф
Во всех фильмах вагнеровцы эффективно противостоят жестоким местным бандам, нанятым американцами (в «Туристе» — французами) для свержения или расшатывания («Гранит») местного порядка и зарабатывания денег, иногда с перспективой, что эти террористы ударят по ним самим («Шугалей-3»). Вопросы денежного довольствия наемников «Вагнера» и экономические интересы Пригожина в Африке в фильмах не обсуждаются.
Африканские фильмы показывают, как вагнеровцы берут на себя ответственность и риск, защищая местное население. Возможно, в некоторых случаях так оно и было, по крайней мере так свидетельствуют записанные Кириллом Романовским мемуары командира отделения «Вагнера», чье подразделение стояло в ЦАР. Вагнеровцы пытались поддерживать хорошие отношения с местным населением, с одобрения руководства компании покупая его лояльность при помощи раздачи продовольствия, дешевых медикаментов, оплаты услуг.
В африканских фильмах вагнеровцы предстают идеальным шерифом для всего мира, способным всюду навести порядок. В отличие от классических вестернов, беспредельщики, с которыми они борются, вместо лошадей используют мотоциклы и мопеды, а вместо повозок — джипы (в каждом из африканских фильмов — десятки убитых мотоциклистов).
Книга Романовского передает то же отношение к миссии «Вагнера», что и главный герой «Туриста»: «Сквозь бури и огонь военных конфликтов последних лет, через терриконы Донбасса, пустыни Сирии и непроходимые африканские джунгли прошел широкой поступью русский человек. Вместе с товарищами по оружию — русскими воинами, ветеранами горячих точек — несет он мир, порядок и справедливость в тех местах, где утеряно было само понятие человечности». Сейчас лозунг «мы воюем за справедливость» с добавкой «и за интересы России на всех континентах» используют вербовщики «Африканского корпуса» Минобороны, который в последние два года успешно вытесняет ЧВК с континента.
Но в отличие от вестернов, вагнеровцы не могут добраться до настоящих злодеев. Даже организаторы конкретных преступлений в фильмах чаще всего уходят от ответственности (если только с ними не расправятся свои): вагнеровцы много стреляют, но не могут провести систематический допрос пленных.
Они оказываются игрушкой в разборках местных элит. Это нехотя признается в «Граните»: Мозамбик, где вагнеровцы надеялись закрепиться, вскоре выслал наемников. А подготовленные «Вагнером» военные были перебиты исламскими боевиками.
Во втором тексте серии читайте об идеологии фильмов о «Вагнере» и о ее связи с социальной историей ЧВК.