В России следует создать суверенный госVPN, который будет работать в связке с «Госуслугами», заявил глава Фонда развития цифровой экономики, экс-советник президента РФ Герман Клименко. «Было бы здорово, если бы государство выпустило собственный VPN, который отгородил бы [граждан] от экстремистских материалов, но дал доступ к разрешенному контенту», — сказал он в интервью НСН. По словам Клименко, это позволит обойти ограничения, которые многие важные зарубежные интернет-ресурсы ввели из-за войны в Украине — например, россияне могли бы вновь использовать научные базы данных и читать медицинские журналы.
Ранее в правительстве призвали обратить внимание на рекламу VPN-сервисов на иностранных платформах. Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что это не просто борьба за свободу доступа к информации, а целенаправленные действия западных стран, якобы направленные на дестабилизацию обстановки в России. До этого Госдума приняла закон о штрафах за умышленный поиск и доступ к «экстремистским материалам» и объявила VPN «отягчающим обстоятельством» в преступлениях.
В июне президент Владимир Путин одобрил создание национального мессенджера, который власти планируют интегрировать в систему «Госуслуг», чтобы исключить анонимность пользователей. Выбор пал на разрабатываемый VK сервис MAX. Внедрение такой системы вызвало обеспокоенность у правозащитников. Глава «Общества защиты интернета» Михаил Климарев назвал MAX инструментом слежки за гражданами. По его словам, в политике конфиденциальности новой платформы прямо указано, что вся информация пользователей может быть передана государственным органам по запросу, в том числе доступ к данным получат ФСБ, МВД и Налоговая служба.
Однако россияне не спешат отказываться от привычных сервисов ради MAX. Из-за этого власти начали принудительно переводить туда бюджетников, а Путин поручил готовить ограничения на иностранные мессенджеры. Предложивший создать госVPN Клименко ранее призвал замедлить или заблокировать Telegram, который имеет в стране 90 млн пользователей и лидирует по темпам роста аудитории. По его мнению, россияне «все равно со временем перейдут» на государственный мессенджер: «Важно лишь определиться — быстро и принудительно или медленно и добровольно».