Бессмысленная, но вынужденная замена иностранного программного обеспечения на отечественное обошлась российской экономике в 1,6 трлн руб., оценили эксперты близкого к властям аналитического центра ЦМАКП. Это существенная часть инвестиционного бума, которым гордятся чиновники.
Особенностью последних пяти лет стал «галопирующий» рост инвестиций в объекты интеллектуальной собственности: они прибавили почти вдвое больше, чем общие инвестиции (в 3,7 раза против 2 раз), а в сопоставимых ценах, по оценке ЦМАКП, увеличились примерно в 2,4 раза. Две трети прироста пришлось на программное обеспечение, пишет ЦМАКП, проблема в том, что этот рост имел во многом вынужденный характер: «Если в 2020-2021 гг. это была преимущественно адаптация к ковидным изменениям, то в 2022-2024 гг. – к уходу иностранных вендоров. Иными словами, повышенные расходы в этой части не столько создавали новую для потребителя стоимость, сколько компенсировали потери».
Вынужденные расходы в этой части они оценивают примерно в 4% от общего объема инвестиций в 2024 г., или 1,6 трлн руб. Без этих расходов общий прирост инвестиций в основной капитал по экономике в целом в 2020-2024 гг. был бы ниже примерно на 0,8 процентных пункта (п. п.) ежегодно.
Резкое увеличение инвестиций в ПО спровоцировало повышение цен, судя по всему, не до конца учтенное в статистике инвестиций, отмечают эксперты ЦМАКП. По данным Росстата, «цены на прочую продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения» с 2019 г. возросли на 22,3%. Если же учесть, что входящие в их состав расходы на «программное обеспечение и базы данных» подорожали на 89%, увеличение цен на оставшиеся прочие виды затрат и услуг инвестиционного назначения должно было бы составить лишь 8,9% за пять «инфляционных лет» (2020-2024 гг.), что представляется ЦМАКП крайне маловероятным.
Среди иностранных компаний, прекративших работу в России после начала полномасштабной войны, было много ИТ-гигантов, включая Microsoft, Oracle, Cisco, IBM, SAP и др. Владимир Путин еще в марте 2022 г. издал указ, запрещающий с 2025 г. использование иностранного софта на объектах критической информационной инфраструктуры. ЦБ требует от банков со следующего года перейти на отечественный софт.
Аналитики Газпромбанка называют сокращение доступа к передовым технологиями одной из двух главных причин резкого замедления роста производительности труда после 2022 г. и не советуют ожидать, что ее удастся быстро ускорить до темпов выше 1,5–2% в год. «Развитие экономики — это про потенциал… про производительность, эффективность, про новые технологии, – говорила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. – И это все при ограниченности ресурсов. Сейчас задача состоит в том, чтобы направить ресурсы туда, где наибольшая отдача». В итоге значительная часть ресурсов была направлены туда, где они в лучшем случае компенсируют уход вендоров. Всего, по оценке ЦМАКП на объекты интеллектуальной собственности пришлось 6,3 п. п. из 36,6 п. п. общего прироста инвестиций за пять лет.