Деловая активность российского бизнеса продолжает стремительно снижаться. Индекс PMI сферы услуг, который рассчитывает S&P Global по итогам опросов компаний, в июле составил 48,6 пункта по сравнению с 49,2 пункта в июне (выше 50 пунктов означает рост активности, ниже – спад).
Индекс PMI обрабатывающей промышленности, крупнейшем секторе российской экономики, в июле снизился до 47 пунктов – это минимум с марта 2022 г. В результате сводный индекс PMI Compоsite, отражающий выпуск в промышленности и услугах, опустился до 47,8 с июньских 48,5 пункта – самый резкий спад с октября 2022 г. «Погружаемся все глубже», – комментируют аналитики MMI.
Индекс в сфере услуг утянули вниз падение числа новых заказов и слабый спрос. До этого продажи росли на протяжении 12 месяцев, но в июле эта серия прервалась, отмечает S&P Global, причем падение новых заказов стало самым быстрым с января 2023 г.: уменьшилось количество клиентов, а конъюнктура ухудшилась. Лишь ожидания улучшились: степень уверенности оказалась компаний в июле была максимальной за три месяца.
Затраты компаний при этом продолжили быстро расти: подскочили расходы на коммунальные услуги (с июля тарифы на них подняли на 13-14%) и персонал, поставщики поднимали цены. Компании отвечали тем же и повышали свои отпускные цены, стараясь переложить возросшие издержки на клиентов. Растущие доходы населения им это позволяют: в годовом выражении услуги дорожают даже быстрее, чем продовольствие: 12,5% против 10,8% по состоянию на конец июля.
Если рассматривать индекс PMI в комплексе за последние полгода, то ситуация в обработке худшая со времен пандемии, отмечали аналитики Промсвязьбанка.
Опросы ИНП РАН также фиксируют продолжающееся снижение спроса, в июле доля оценок спроса «ниже нормы» выросла до 59% – больше, чем в кризисы 2016 и 2020 гг. Пессимизм в прогнозах продаж достиг максимума с июля 2022 г. В результате баланс производственных намерений российских промышленников впервые с августа 2022 года стал отрицательным.
Похожие результаты приносят и опросы более 10 тыс. предприятий, которые ежемесячно проводит Центробанк. Оценки спроса уже несколько месяцев в отрицательной зоне, а индикатор бизнес-климата (ИБК) в июле упал с 3 до 1,5 пункта (выше ноля – рост деловой активности). Поэтому ЦБ настаивает, что происходящее в экономике – не спад, а замедление роста деловой активности.
Риски переохлаждения экономики достаточно высоки, предупреждают аналитики Промсвязьбанка: рост ВВП поддерживается госрасходами на инфраструктуру, оборону, а также конечным потреблением, но сила поддержки снижается.