ВАШИНГТОН/ЛОНДОН, 8 авг (Рейтер) - Президент США Дональд Трамп использует угрозу введения пошлин как универсальный инструмент внешнеполитического воздействия - от давления на Бразилию до попыток ограничить импорт фентанила.
Трамп нашел новое, хотя и рискованное применение своего излюбленного торгового инструмента: покупателям российской нефти грозят вторичные санкции, если Россия не согласится на урегулирование украинского конфликта до пятницы.
Хотя вторичные санкции способны нанести урон российской экономике и лишить Москву важного источника финансирования, их введение также сопряжено с издержками для Трампа.
Цены на нефть, вероятно, вырастут, что создаст политические проблемы для него перед промежуточными выборами в Конгресс США в 2026 году. Кроме того, введение тарифов затруднит переговоры администрации о торговых соглашениях с Китаем и Индией.
Со своей стороны, президент РФ Владимир Путин дал понять, что Россия готова справиться с любыми новыми экономическими ограничениями, введенными США и их союзниками.
Белый дом не ответил немедленно на просьбу о комментарии.
Российское посольство в Вашингтоне не ответило сразу на запрос.
НОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ ДЛЯ РОССИИ
Вторичные тарифы скажутся на России. Запад оказывал давление на Россию с конца 2022 года при помощи потолка цен на экспорт нефти. Эта мера увеличила затраты России, заставив ее перенаправить экспорт нефти из Европы в Индию и Китай, которые смогли импортировать значительные объемы с дисконтом. Однако потолок цен также обеспечил непрерывность поставок нефти на мировые рынки.
Белый дом сообщил о возможной встрече Путина и Трампа на следующей неделе, после того как в среду российский президент принял спецпосланника США Стива Уиткоффа. Это может свидетельствовать о желании Путина предотвратить введение пошлин.
Однако некоторые аналитики видят низкую вероятность того, что Москва готова урегулировать украинский конфликт.
Бретт Бруэн из Global Situation Room, ранее выполнявший роль советника бывшего президента США Барака Обамы по иностранным делам, отметил, что Путин находил способы обходить санкции и другие экономические ограничения. К тому же, даже при сокращении российских доходов из-за пошлин и санкций, Путин не сталкивается с существенным давлением внутри страны.
Вторичные санкции могут начать причинять определенный экономический ущерб, сказал Бруэн. «Однако вопрос в том, действительно ли это приведет к изменению действий Путина».
Введение пошлин также может создать проблемы для администрации Трампа, работающей над заключением широких торговых соглашений, особенно с Индией и Китаем.
По мнению Кимберли Донован, ранее работавшей в министерстве финансов США, введение торговых тарифов способно ухудшить двусторонние и торговые связи Вашингтона с Индией и Китаем.
«У нас есть два крупных импортера нефти, которые могут упереться и оказать сопротивление, зная, чего от них нужно США», - сказала Донован.
Обе страны заявляют, что закупки нефти являются вопросом их суверенного права и настаивают на том, что они соблюдают действующие правила, включая потолок цен на российскую нефть.
РУССКАЯ РУЛЕТКА
Вторичные пошлины повысят стоимость импорта в США продукции из стран-покупателей российской нефти, подталкивая их искать альтернативных поставщиков. При этом ограничение поставок грозит ростом цен на топливо и инфляции во всем мире, что может создать политические трудности для Трампа.
По словам аналитиков, если Индия прекратит закупать 1,7 миллиона баррелей в сутки российской нефти, что составляет около 2% мирового предложения, цены в мире подскочат с текущего уровня в $66.
Аналитики JP Morgan отметили ранее в августе, что невозможно ввести санкции против российской нефти без скачка цен. Любые предполагаемые перебои в российских поставках могут поднять цены на нефть марки Brent до диапазона $80-$90 или выше. По их словам, несмотря на заявления Трампа о том, что производители из США смогут восполнить нехватку, они не смогут быстро нарастить добычу.
В то же время Москва может предпринять ответные меры, включая закрытие нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) из Казахстана, что способно вызвать глобальный кризис поставок.
Западные нефтяные компании Exxon, Chevron, Shell, ENI и TotalEnergies транспортируют до 1 миллиона баррелей в сутки через КТК, общая мощность которого составляет 1,7 миллиона баррелей в сутки.
Каллен Хендрикс из Института международной экономики Петерсона сказал, что энергетические потрясения всегда нежелательны, а особенно - на фоне слабости на рынке недвижимости и слабого роста занятости. Ключевой вопрос заключается в том, сможет ли Трамп представить экономические трудности как необходимую меру для принуждения России к переговорам.
«Из всех его маневров в сфере пошлин этот может найти наибольший отклик у избирателей, по крайней мере, на концептуальном уровне, - сказал Хендрикс. - Но он также несет в себе огромные риски».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Дэвид Лоудер, Мэтт Спетальник, Джонатан Лэндей, Тимоти Гарднер, Патриция Зенгерле, Сехер Дарин)