В российских морских портах резко выросли цены на заправку (бункеровку) танкеров, перевозящих российскую нефть, после вступления в силу нового требования к судам об обязательном согласовании захода в гавань с ФСБ. Об этом пишет РБК со ссылкой на Центр ценовых индексов (ЦЦИ). Из-за ужесточения проверок также подорожал фрахт судов.
Лишь в промежуток с 14 по 28 июля аналитики зафиксировали скачок цен на бункеровку танкеров дизельным топливом малой вязкости с низким содержанием серы (MGO) в портах Балтийского моря и Азовско-Черноморского бассейна на 13–18% (до $833–852 за тонну). На Дальнем Востоке стоимость заправки топливом MGO подскочила на 10,3% (до $828 за тонну). По данным ИАА «ПортНьюс», с 17 по 22 июля на Балтике бункеровка топливом MGO подорожала на $17 за тонну, низкосернистыми VLSFO 0,5 и ULSFO — на $10–13 и $13 соответственно. После 24 июля рост, но уже менее выраженный, сохранился. На Юге России в порту Новороссийска 22 июля произошел резкий скачок цены на топливо MGO (на $28 за тонну), подсчитали аналитики.
«Такие колебания цен часты на Балтике, она редко бывает стабильна. Однако Юг обычно очень стабильный, и в 20-х числах июля в Новороссийске наблюдалось удивительное изменение цен», — говорится в обзоре аналитического отдела «ПортНьюс». Они отмечают, что в целом с 3 июля по 5 августа стоимость топлива MGO в Петербурге подросла на 1,87%, в Усть-Луге — на 2,88%, в Новороссийске — на 5,55%, в Туапсе — на 1,23%. При этом в порту Кавказ цена снизилась на 3,23%.
Стоимость заправки танкеров растет из-за простоя части судов на рейде в ожидании разрешения от ФСБ на подход к причалам, что сопровождается и увеличением цен на фрахт в своем большинстве арендных судов, отметили в ЦЦИ.
По оценкам аналитиков, ставки фрахта нефтетанкеров на маршрутах в Индию и Китай в среднем выросла на 8,3% (с 21 по 27 июля по сравнению с предыдущей неделей), несмотря на сокращение экспорта сырья на 25% за тот же период. С 28 июля по 3 августа фрахт на индийском направлении подорожал на 2,7–3,3% в портах Балтики (до $8,8–9,2 за баррель) и 3,6–4% в Новороссийске (до $7–7,7 за баррель). На 4,2% (до $11,5 за баррель) на Балтике выросли цены на фрахт судов, идущих в Китай.
Также на рост издержек на обработку танкеров влияют новые правила досмотра судов в портах, введенных после серии таинственных инцидентов со взрывами на судах, транспортировавших российскую нефть. Теперь перед погрузкой предписывается проведение обязательного водолазного осмотра судна. Стоимость одной инспекции может достигать 2,8 млн рублей в зависимости от типа танкера, и судно может ожидать проверки в порту несколько дней.