Фрахт для экспорта угля из западных и южных морских портов России резко подорожал на фоне нового требования к судам об обязательном согласовании захода в гавань с ФСБ, пишут «Ведомости». По данным агентства Argus, в июне–июле ставки выросли в среднем на 20% — это максимум с начала года. Так, стоимость перевозки угля из черноморского порта Тамань в турецкий Искендерун увеличилась на 25%, до $15 за тонну. Доставка в тот же город из балтийского терминала Усть-Луга теперь обходится в $22 за тонну. Рост составил 26%.
Еще больше придется заплатить за фрахт в Индию: $40 за тонну из Усть-Луги и $32 за тонну — из Тамани (+25% и +10% соответственно). Выросли ставки и на дальневосточном направлении: из порта Восточный в Китай — на 31% ($10,5/т), в Южную Корею — на 21% ($8,5/т). В агентстве прогнозируют, что такие высокие тарифы сохранятся как минимум до конца августа.
Давление на рынок оказали новые российские правила безопасности. С 21 июля по указу президента Владимира Путина все суда, прибывающие из-за границы, должны получать разрешения ФСБ и начальников портов, что усложняет логистику, увеличивает административную нагрузку на фрахтователей и судовладельцев, а также снижает доступность судов, отмечают в Argus. Также повышение ставок совпало с ростом глобального спроса на сухогрузы класса Panamax дедвейтом 52,5 тыс. тонн. В этих условиях российские угольные компании переключаются на короткие и рентабельные маршруты — в частности, в Турцию. С января по июнь поставки туда из Мурманска и Усть-Луги выросли на 4% год к году и составили 8,4 млн тонн, следует из данных Kpler.
Подорожание фрахта грозит снижением общего объема экспорта угля через порты юга и северо-запада России на 5–10% в этом году, предупреждают в консалтинговой компании Neft Research. При этом ключевой проблемой отрасли остаются низкие мировые цены на уголь, из-за которых большинство поставок являются убыточными, отмечает партнер фирмы Александр Котов. По его словам, интерес к отгрузкам через Балтику падает, а перенаправление потоков на восток ограничено из-за нехватки железнодорожных мощностей. Угледобывающие предприятия Кузбасса сокращают поставки на северо-запад и фактически работают в минус, констатирует Котов.
За январь–май Россия экспортировала 81,3 млн тонн угля — на 1% больше, чем в том же периоде 2024-го. Однако совокупный убыток отрасли составил 136,2 млрд рублей против прибыли в 9,1 млрд годом ранее, следует из данных Росстата. Если ситуация на внешних рынках не улучшится, а курс рубля и ключевая ставка не снизятся, по итогам года отрасль может уйти в минус на 300–350 млрд рублей, предупреждал в июне замдиректора департамента угольной промышленности Минэнерго Дмитрий Лопатин.