Аномальное укрепление рубля заставило власти отказаться от требования крупнейшим экспортерам возвращать и валютную выручку в Россию и продавать ее на внутреннем рынке. Формально требование продолжает действовать, но доля экспортной выручки, которую надо продавать, снижена до ноля.
Это требование появилось осенью 2023 г., когда власти не могли остановить падение рубля, и курс доллара достиг 100 рублей. Владимир Путин подписал указ, по которому в течение года 43 крупнейших экспортера должны продавать часть валютной выручки (конкретные параметры определяет правительство). Они также обязаны сообщать Росфинмониторингу и ЦБ обо всех своих валютных операциях, чтобы те могли следить за исполнением требования.
Сначала надо было зачислять на счета в российских банках 80% выручки в валюте и продавать 90% этих средств. Однако рубль стабилизировался и выяснилось, что указ создает больше проблем, чем решает. Например, экспортерам надо еще и импортировать продукцию – в результате им порой приходилось продавать валюту только для того, чтобы выполнить норматив, после чего они покупали ее обратно. С учетом трудностей в расчетах они несли потери не только в деньгах, но также во времени, получить необходимые сырье или комплектующие стало сложнее.
Расчеты усложнялись по мере ужесточения финансовых санкций, и решением проблемы было оставлять часть выручки за границей – уже не для того, чтобы заработать на курсе, а чтобы использовать эту валюту для оплаты импорта. Крупные экспортеры создали за рубежом аналог теневой валютной биржи, описывал проведение расчетов в условиях санкций соучредитель аналитического центра CASE Дмитрий Некрасов.
Власти признавали проблему. Норматив был снижен с 80% сначала до 60%, а затем до 40%. «Мы видим определенное напряжение с расчетами в рамках работы наших участников внешнеэкономической деятельности. Им более комфортно, что часть выручки остается там и используется для закупки импортных товаров», — говорил прошлым летом министр финансов Антон Силуанов. Даже когда в конце 2024 г. рубль снова обрушился до 115 руб./$, он настаивал, что нет смысла повышать норматив.
Центробанк всегда придерживался этой позиции, он возражал и против введения норматива. Он регулярно публикует данные о продажах валюты 29 крупнейшими экспортерами (их список, как и 43 компаний из путинского указа, не раскрывается): с начала 2023 г. их чистые продажи (разница между продажами и покупками) ни разу не опускались ниже 60%, а в этом году они несколько месяцев продавали почти всю валютную выручку (97-99% в феврале-апреле). Последние данные – 86% в мае.
«Основная масса экспортеров у нас законопослушны и вызывают уважение. При нормативе 40% они продают около 70%», – докладывал в июле Путину глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
Дальнейшее смягчение указа не изменит поведение крупнейших экспортеров, уверены аналитики «Твердых цифр». Никакого влияния на курс это не окажет, нормативы и так были сильно ниже фактических продаж, согласен инвестбанкир Евгений Коган.
Власти обеспокоены слишком крепким рублем. Из-за него бюджет недополучает нефтегазовые доходы, Минэкономразвития называло курс доллара ниже 75 и выше 110 рублей стратегическим риском для экономики, ниже 85 и выше 100 рублей – средним риском.
Но возможности повлиять на курс у них почти нет. «Конкретно влиять на курс мы прямым способом не можем», – признавал вице-премьер Александр Новак. Большинство экспертов, в частности, более 30 опрошенных Центробанком аналитиков, ожидают ослабления рубля до конца года, но он пока остается около 80 руб./$.