Аномальное укрепление рубля заставило власти отказаться от требования крупнейшим экспортерам возвращать и валютную выручку в Россию и продавать ее на внутреннем рынке. Формально требование продолжает действовать, но доля экспортной выручки, которую надо продавать, снижена до ноля.
Это требование появилось осенью 2023 г., когда курс доллара достиг 100 рублей. Владимир Путин подписал указ, по которому в течение года 43 крупнейших экспортера должны продавать часть валютной выручки (конкретные параметры определяет правительство). Они также обязаны сообщать Росфинмониторингу и ЦБ обо всех своих валютных операциях, чтобы те могли следить за исполнением требования.
Сначала надо было зачислять на счета в российских банках 80% выручки в валюте и продавать 90% этих средств. Однако рубль стабилизировался и выяснилось, что указ создает больше проблем, чем решает. Например, экспортерам надо еще и импортировать продукцию — в результате им порой приходилось продавать валюту только для того, чтобы выполнить норматив, после чего они покупали ее обратно. С учетом трудностей в расчетах они несли потери не только в деньгах, но также во времени, получить необходимые сырье или комплектующие стало сложнее.
Впоследствии норматив был снижен с 80% до 60%, а затем до 40%. Теперь же обязательная продажа валютной выручки де-факто отменена, а это значит, что правительство решило поддержать экспортеров и доходы бюджета, считает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global: «Если рублю позволят немного ослабнуть, то баррель нефти в рублях будет стоить дороже и, соответственно, бюджет получит больше доходов от экспорта «чёрного золота».
Пока бюджет стремительно теряет сырьевую ренту: в мае и июне его нефтегазовые доходы падали более чем на 30% год к году, в июле — на 28%, а накопленным итогом за 7 месяцев — почти на 20%. В результате в казне образовался дефицит на 4,9 трлн рублей — в 4,4 раза больше, чем за январь–июль прошлого года (1,098 трлн рублей).
Решение правительства — «это очень сильный и яркий сигнал о политической воле и курсе на девальвацию», считает руководитель отдела по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал» Александр Абрамян: «Экспортеры часто продают даже больше валюты, чем от них требуют. Им надо платить налоги, дивиденды, нести расходы и делать инвестиции. С другой стороны, теперь они могут деньги попридержать, ожидая более высокого курса для продажи».
Решение правительства об отмене обязательной продажи валюты — это «ещё один сигнал о необходимости ослабить курс», согласны аналитики ИФК «Солид»: обнуление норматива снижает поддержку рубля со стороны крупных игроков. Рубль уже плавно снижается к мировым резервным валютам, и похоже, что его снижение вполне контролируемое, указывает Мильчакова. По данным Reuters, летом правительство и ЦБ обсуждать возможность девальвации рубля до 100 за доллар, чтобы поддержать бюджетные доходы.
Экономист Дмитрий Полевой называет обнуление норматива «признанием реальности» и «страховкой» на случай новой волны оптимизма, если встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным пройдет удачно: «Вдруг рубль продолжит удивлять и попробует дальше укрепляться в направлении 70 руб./$ на позитиве, который не гарантирован, но возможен».