Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Крупнейшая судоходная госкомпания России стала убыточной из-за санкций США

«Совкомфлот», крупнейшая судоходная компания России и главный оператор национального танкерного флота, столкнулась с резким ухудшением финансового положения.

По итогам первого полугодия 2025 года «Совкомфлот» получил $435 млн чистого убытка против прибыли в $324 млн годом ранее, следует из его отчетности по МСФО.

За 6 месяцев «Совкомфлот», который до войны владел крупнейшим в мире флотом танкеров класса Aframax, потерял половину прибыли от эксплуатации судов (она упала до $306 млн) и 39% выручки (она сократилась до $618 млн). Показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов и аммортизации) упал на 55%, до $263 млн.

Результаты «Совкомфлота» заметно снизились, а основной причиной стало усиление санкционного давления со стороны США и ЕС, отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов: новые пакеты ограничений и включение танкеров компании в «черные списки» привели к простою части судов, снижению фрахтовых ставок и операционным сложностям.

В январе 2025-го США отозвали у компании лицензию на оперирование флотом, наложив блокирующие санкции на десятки судов, напоминает Чернов: это привело к обесценение активов «Совкомфлота» на 29,8 млрд рублей. Усугубили ситуацию санкции ЕС, которые запретили заход кораблей компании в порты европейских стран, указывает эксперт.

На 1 июня под санкциями США, ЕС и Великобритании находилось в общей сложности уже 426 танкеров «теневого флота», который Кремль собрал, чтобы возить нефть в обход санкций. Их совокупная грузоподъемность (дедвейт) — 31,4 млн тонн, что эквивалентно 55% общего дедвейта российского «теневого флота», оценивают эксперты Института энергетики и финансов.

«Большая часть этих судов действительно „выключена“ из морской торговли нефтью, но мы этого не замечаем, потому что их заменили греческие грузоперевозчики, которые охотно возят российскую нефть в текущих ценовых условиях, когда вся она продается заметно ниже действующего „ценового потолка“ в $60 за баррель», — пишет ИЭФ.

Снижение потолка цен до $47, который инициировала Еврокомиссия, может оказаться серьезным ударом по нефтяникам и бюджету, полагают эксперты института: «Грузоперевозчики снова откажутся от российской нефти, а вот заменить их достаточным количеством судов „теневого флота“ уже может и не получиться».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку