Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

FOCUS-Бюджет РФ в ожидании консолидации - власти готовятся к сокращению расходов и привлечению допдоходов

*

Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине

МОСКВА, 20 авг (Рейтер) - Обострение проблем в российской экономике вынуждает власти готовиться к очередной консолидации бюджета - сокращению расходов и мобилизации доходов для пополнения исхудавшей за годы военных действий казны.

В 2025 году последствия «спецоперации» в Украине и западных санкций настигли экономику РФ - некоторые официальные лица предупреждают о рисках рецессии. И хотя процентные ставки начинают снижаться с 20-летнего максимума, спад затрагивает все больше отраслей, бюджетные расходы продолжают расти, а доходы находятся под давлением низких цен на нефть, крепкого рубля и замедления роста ВВП.

Накопленный за семь месяцев дефицит федерального бюджета более чем на 1 триллион рублей превысил обновленный план на весь год, что подчеркивает трудности одновременного финансирования военных действий и текущих обязательств.

Из-за снижения ожидаемого объема сырьевых доходов Минфин весной повысил оценку дефицита в 2025 году более чем втрое - до 3,8 триллиона рублей, или 1,7% ВВП с 1,2 триллиона рублей, 0,5% ВВП, а осенью анонсировал повторную правку бюджета, в рамках которой экономисты ждут нового увеличения дыры.

«Учитывая более пессимистичные оценки экономических показателей и снижение нефтегазовых доходов, нам необходимо будет срочно приступать к бюджетной консолидации», - сказал в июле глава комитета по бюджету Совета Федерации Анатолий Артамонов.

СОКРАТИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОВЫСИТЬ

За время продолжающейся уже три с половиной года «спецоперации» номинальные расходы федерального бюджета почти удвоились - значительный бюджетный импульс разогнал инфляцию и вынудил Центральный банк повысить до рекордного уровня ключевую ставку, резко увеличив затраты компаний на обслуживание кредитов.

При этом траты на национальную оборону достигли максимума со времен Холодной войны и составляют треть общих расходов федерального бюджета на 2025 год, сделав военную промышленность главным драйвером российской экономики на фоне снижения выпуска в гражданских секторах.

Президент РФ Владимир Путин отвергал утверждения, что бурный рост экономики последних двух лет обязан военно-промышленному комплексу, и говорил в июне, что Россия планирует сокращать расходы на оборону. Однако чиновники не только не ждут их снижения, но и прогнозируют рост.

«Расходы на национальную оборону мы не можем сокращать и, наоборот, по всей вероятности, нам придётся их ещё увеличивать», - сказал в июле Артамонов.

Долгожданные переговоры Путина и его американского коллеги Дональда Трампа на Аляске в пятницу пока не привели к прекращению огня в Украине. На прошлой неделе Путин дал старт серии совещаний, посвященных проекту бюджета на новую трехлетку, назвав укрепление обороноспособности государства в числе основных приоритетов.

В федеральном бюджете-2025 на расходы на оборону и безопасность предусмотрено 8% ВВП, но источник, близкий к российскому правительству, сказал, что фактическая цифра несколько выше.

По его словам, в 2026 году сокращения оборонных расходов не будет, но оно возможно с 2027 года в случае завершения активной фазы боевых действий и «из-за напряженности с другими обязательствами». Однако снижения до уровней, которые были до 2022 года, ждать не стоит.

«Даже несмотря на перемирие, снаряды и беспилотники все равно надо будет делать, хотя чуть в меньшем масштабе. Конфронтация сохранится, армия и расходы на вооружение будут больше, потому что и Запад их наращивает. Возврата к уровню, который был до СВО, не будет», - сказал он.

КОНЕЦ ВОЛЬГОТНОЙ ЖИЗНИ

В этих условиях под нож могут пойти гражданские расходы.

«В следующую трехлетку мы не будем иметь достаточного количества источников для того, чтобы жить так же вольготно, как мы живем сейчас. Условно говоря, у нас есть больница, все признают, что она старая, но она еще пока не упала, и два года она еще поработает. И планировать 18 миллиардов рублей на строительство новой больницы вынь да положь, тут надо подумать. И таких вещей много», - говорил Артамонов.

В поисках резервов он предлагал задействовать «все имеющиеся ресурсы», приводя в качестве примера борьбу с теневой занятостью, отмену неэффективных налоговых льгот и приватизацию. А для оптимизации расходов Артамонов советовал перенести на пару лет использование части средств, зарезервированных в национальных проектах, и сделать более точечными и компактными отраслевые субсидии.

Позднее в статье для РБК высокопоставленный сенатор оценивал возможную экономию в текущем году в 2 триллиона рублей (4,7% от запланированных расходов) и столько же - ежегодно в 2026-2028 годах, предлагая перераспределить их в пользу финансирования обороны и безопасности. Траты на оборону в бюджете-2025 заложены в размере 13,5 триллиона рублей, а вместе с безопасностью достигают 17 триллионов, или 41% общих расходов.

К немедленной бюджетной консолидации призывал также бывший министр финансов РФ Михаил Задорнов, по мнению которого, сокращать госрасходы нужно уже во втором полугодии.

«По сути, мы продолжаем в бюджетной политике решать три задачи. Это обеспечение военных действий, социальная политика... и то, что называется техническим перевооружением - попытка заместить ушедшие технологии внутри страны по очень широкому кругу приоритетов. Рискну сказать, что обеспечить это невозможно», - сказал в прошлом месяце Задорнов, который в 1997-1999 годах возглавлял российский Минфин.

Аналитики не верят в способность властей сократить расходы уже в текущем году.

Главный экономист Эксперт РА Антон Табах оценивает дефицит в 2025 году в диапазоне 4,2-4,5 триллиона рублей, ожидая, что основная борьба за оптимизацию расходов развернется в бюджете следующего года. Наталья Орлова из Альфа-банка прогнозирует, что траты в 2025 году могут достигнуть 45 триллионов рублей против заложенных в бюджете 42,3 триллиона.

Чтобы уложиться в план, Минфину необходимо сократить расходы в августе-декабре на 11,5% год к году в номинале или почти на 20% в реальном выражении, подсчитал экономист ЦентроКредитБанка Евгений Суворов, ожидая дефицит по итогам года как минимум 8 триллионов рублей.

Источник, близкий к правительству, оценивает дефицит бюджета в текущем году в около 5 триллионов рублей, или 2,5% ВВП.

Другой высокопоставленный источник, знакомый с планами Минфина, сказал, что «ЦБ не спешит со снижением ставки в том числе потому, что дефицит бюджета может быть выше плана».

Путин на прошлой неделе назвал ситуацию с исполнением бюджета устойчивой.

КОНСОЛИДАЦИЯ ИДЕТ ПОЛНЫМ ХОДОМ

Готовить россиян к экономии еще в апреле начал министр финансов Антон Силуанов, выступивший с идеей корректировки бюджетного правила, что подразумевает сокращение расходов.

В конце июля замминистра финансов Павел Кадочников сообщил, что Минфин обсуждает с регионами программы бюджетной консолидации, указав на то, что расходы на военнослужащих и их семьи должны оставаться в приоритете «независимо от ситуации и динамики расходов», а от неприоритетных трат надо отказываться.

Правительству уже приходилось сокращать расходы.

Замминистра финансов Владимир Колычев еще осенью прошлого года отмечал, что в то время как общий уровень бюджетных расходов за 2022-2024 годы вырос на 2,0% ВВП к 2021 году, траты на оборону увеличились на 3,0-3,5% ВВП, что означает, что расходы по остальным статьям сократились на 1,0-1,5% ВВП.

Это первый год, когда совокупные расходы на образование и здравоохранение в консолидированном бюджете снижаются к доле ВВП достаточно заметно, сказал бывший зампред Центробанка РФ, а ныне старший научный сотрудник NEST Centre в Лондоне Сергей Алексашенко.

«Этого не было ни в 2024, ни в 2023, ни в 2022 году. Это первый звоночек, что они уже начали это делать», - сказал он.

Алексашенко ждет сокращения расходов в реальном выражении за счет индексации выплат ниже инфляции и дальнейшего увеличения налогов.

Российские власти за последние годы несколько раз увеличивали фискальную нагрузку ради латания дыр, а с 2025 года началась масштабная налоговая реформа, включающая повышение налога на прибыль и подоходного налога.

Минфин обещает до 2030 года стабильность налоговой системы, однако власти не скупятся на идеи дополнительных сборов и точечного повышения налогов. Например, Минпромторг предложил ввести новый платеж с импортной продукции, а правительство одобрило повышение до 30% ставки НДФЛ для тех, кого власти объявили иноагентами.

Источник полагает, что новое повышение налогов в перспективе нескольких лет неизбежно:

«Иначе у нас просто не сходятся концы с концами даже при снижении оборонных расходов. Нефтегазовые доходы падают, а экономика не позволяет все это полностью перекрыть... Ситуация нехорошая, намного хуже, чем это видно из макроцифр».

(Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку