МОСКВА, 20 авг (Рейтер) - Россия сократила поставки автобензина в направлении Афганистана и Туркмении в июле до 29.360 с 73.640 тонн в июне из-за недостатка доступных для экспорта объёмов, сообщили трейдеры.
По их данным, экспорт российского бензина в прошлом месяце в направлении Туркмении упал до 19.800 тонн с 39.700 тонн в июне, в Афганистан - до 9.500 тонн с 33.950 тонн в июне, так как продукт был востребован на внутреннем рынке РФ.
Россия в июле увеличила железнодорожные отгрузки автобензина на внутренний рынок с ростом сезонного спроса до 2,36 миллиона тонн с 2,18 миллиона тонн в июне и запретила экспорт автобензина с 1 августа 2025 года ориентировочно до конца сентября.
Также сократилось производство: выбывающие из-за ремонтов мощности НПЗ РФ выросли в июле до 3,5 миллиона тонн с 3,0 миллиона тонн месяцем ранее.
Экспорт нефтепродуктов в Иран и страны Центральной Азии, в частности по каспийскому маршруту, является для Москвы альтернативой поставкам в западном направлении, где многие традиционные маршруты не работают из-за санкций.
Белоруссия, которая также поставляет топливо в Афганистан и Туркмению, перераспределила объёмы по направлениям в июле, говорят трейдеры.
Так, транзит белорусского автобензина в Афганистан в июле вырос до 29.000 тонн с 8.100 тонн в июне, а в Туркмению - снизился до 31.540 тонн с 51.000 тонн, в сумме оставшись в пределах 60.000 тонн в месяц.
«В конечном итоге большая часть бензина с использованием этих маршрутов идет в Афганистан», - говорят трейдеры.
В Афганистан бензин транспортируется как сухопутными маршрутами, так и по Каспию - с отгрузкой на танкеры в Астрахани через терминал Ильинка и далее транзитом через Туркмению, в том числе по схемам замещения.
По данным трейдеров, из Туркмении российское топливо экологического класса Евро-5 автотранспортом направляется покупателям в Иране, при этом аналогичные замещающие объемы продукта иранского производства более низкого класса направляются в Афганистан.
Иранские покупатели заинтересованы в импорте топлива высокого класса, в то время как для афганских потребителей большее значение имеет цена, отметили трейдеры.
Поставки бензина в Афганистан и в направлении Туркмении из России и Белоруссии выросли в июне до рекордного объема 132.700 тонн из-за риска падения экспорта из Ирана на фоне ирано-израильского конфликта, сообщили участники рынка.
Иран является крупнейшим поставщиком моторного топлива в Афганистан, по данным трейдеров.
Экспорт российского бензина в Афганистан за семь месяцев 2025 года сократился до 119.500 тонн с 130.000 тонн за такой же период прошлого года, в направлении Туркмении поставки выросли до 181.800 тонн с 23.600 тонн.
Транзит белорусского автобензина в направлении Афганистана и Туркмении вырос в январе-июле 2025 года до 166.400 тонн с 47.000 тонн за такой же период прошлого года.
В августе, после введения Россией ограничений на экспорт бензина, на маршруте остались только экспортеры из Белоруссии: в первой половине августа через каспийские терминалы РФ порядка 18.600 тонн поставлено в Туркмению и 11.000 тонн - в Афганистан.
Росту поставок нефтепродуктов способствовали тарифные скидки и развитие транспортной инфраструктуры.
Транспортная монополия Российские железные дороги ввела понижающий коэффициент 0,8 на перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в направлении российско-казахстанских погранпереходов с дальнейшим следованием через погранпереход Болашак (Казахстан)/Серхетяка (Туркмения). А также продлила срок действия тарифных скидок на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии через припортовые каспийские станции на 2025 год.
Туркмения запустила в июле третий наливной причал Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ) в международном морском порту на Каспии, что содействует наращиванию транзита грузов между Европой в Азией.