Российские власти готовятся запустить жесткую систему госрегулирования оптовых цен на продовольствие, чтобы затормозить инфляцию, темпы которой по базовым продуктам питания достигли десятков процентов.
Согласно поправкам в закон о торговле, которые готовит Минсельхоз, цены отгрузки продовольственных товаров в розничные сети будут зафиксированы в долгосрочных контрактах, и менять их можно будет не чаще, чем раз в год. В 2026 году минимальная доля продаж продуктов по таким договорам не должна быть меньше 80% всех продаж по итогам квартала, а к 2028-му — этот показатель должен достичь 90%. Аннулировать такие соглашения в одностороннем порядке будет запрещено без решения суда.
Как сообщают «Ведомости», ключевые положения нового регулирования власти решили смягчить. Если изначальный проект предполагал, что фиксированные цены будет устанавливать государство, то в обновленном варианте поставщики и ритейлеры будут определять их сами. Свежий проект Минсельхоз направил в адрес крупнейших отраслевых сообществ 21 августа, рассказали источники «Ведомостей».
В министерстве пояснили, что рассматривают «все виды решений», которые помогут обеспечить стабильность цен на социально значимые товары. Конкретный перечень таких товаров установит правительство. В июле Минсельхоз направлял проект изменений в адрес Союзмолока, Плодоовощного союза, Национального союза птицеводов и Российского птицеводческого союза; в этот раз в рассылку вошел Картофельный союз.
Госрегулирование цен на молоко и доли долгосрочных контрактов между производителями и сетями несут в себе «серьезные риски», отметил гендиректор Союзмолока Артем Белов. Это помешает гибко реагировать на изменения себестоимости производства, сократит инвестиционную привлекательность сектора, а также не позволит бизнесу оперативно принимать решения, считает он. По мнению Белова, действующие нормы и так содержат рычаги для борьбы со скачками цен: например, закон о торговле закрепил право властей устанавливать предельно допустимые розничные цены на срок до 90 дней в случае резкого (от 10%) удорожания продукции в рознице в отдельном регионе, говорит он.