Аномальные бюджетные траты беспокоят не только независимых экспертов, но и Центробанк. В своем главном документе, «Основных направлениях единой денежно-кредитной политики» на три года, он обратил внимание на не характерный для других лет график расходов: «За январь – июнь расходы исполнены на 50,3% от установленного на год объема, в то время как в среднем за 2011–2024 гг. исполнение составило 44,2% от годового факта».
Такое «интенсивное исполнение расходов» означает риск превышения фактических расходов над планом по итогам года, опасается Центробанк. Он в своих прогнозах исходит из записанных в законе о бюджете расходах 42,3 трлн руб. в этом году, заявил зампред ЦБ Алексей Заботкин.
Минфин объясняет наращивание расходов стремлением сделать их более равномерными в течение года. Это позволит избежать традиционного декабрьского скачка трат и поддержит исполнителей госзаказа: авансирование позволяет им избежать дорогих кредитов. Минфин по-прежнему настаивает, что, в соответствии с бюджетным правилом, потратит ровно столько, сколько указано в законе, плюс сверхплановые ненефтегазовые доходов. На конец августа в «электронном бюджете» были утверждены 43 трлн руб. расходов.
Само по себе изменение графика расходов не отразится на экономических показателях, разве что на ликвидности банковской системы, отметил Заботкин: важно, сколько будет потрачено за год. Центробанк явно разделяет сомнения экспертов в том, что расходы вернутся к норме. Данных за август пока нет, но в июле Минфин потратил 3,9 трлн руб., дефицит бюджета увеличился за месяц на 1,2 трлн руб. до 4,9 триллионов – больше, чем запланировано на весь год (3,8 трлн).
Выход на анонсированные параметры расходов (при равномерности их исполнения) означает значительное снижение годовых темпов прироста расходов и существенное уменьшение первичного структурного дефицита в оставшееся время, обращает внимание регулятор. С учетом больших обязательств по социальным направлениям «нормализация бюджетной политики потребует ограничений расходов по другим направлениям», делает вывод ЦБ.
Социальные расходы занимают второе место после военных, которые в этом году составляют примерно треть бюджета. С учетом трат на других силовиков (нацбезопасность) их доля возрастает до 40%. Министр обороны Андрей Белоусов в конце августа заявил, что ему в этом году «удалось оптимизировать» расходы, но речь не идет о сокращении: «Не был снижен объем закупок вооружения, выполняются все обязательства в части денежного довольствия военнослужащих, соответствующих социальных выплат и льгот... Благодаря этому удалось стабилизировать нагрузку военного бюджета на экономику страны».
Другие расходы также трудно урезать в условиях резкого замедления экономики, когда отрасли, одна за другой просят господдержки (угольщики, автопром, строители, металлурги и др.). Эксперты Центра экономического прогнозирования Газпромбанка не исключают, что расходы бюджета превысят план на 2–4 трлн руб.
Беспокоит ЦБ и ситуация с доходами. Он отмечает «слабую динамику» доходов, связанных с импортом, и налога на прибыль в условиях заметного спада импорта, укрепления рубля, слабой внешней конъюнктуры и падения прибылей компаний, а также подчеркивает «риски поступления в бюджет более низких структурных (базовых нефтегазовых и ненефтегазовых) доходов» по сравнению даже с апрельским прогнозом правительства. В нем доходы бюджета уже были снижены на 1,8 трлн руб., а цена нефти – с $69,6 до $56 за баррель Urals в среднем за год. При полном исполнении расходов это может привести структурному первичному дефициту. В таком случае ЦБ придется ужесточить политику: медленнее снижать ключевую ставку или даже повышать.
«В конце года, очевидно, что министерство финансов встанет перед необходимостью покрытия дефицита новыми источниками», – предупреждал на ПМЭФ предправления Сбербанка Герман Греф.
Выход ЦБ видит в снижении цены отсечения в бюджетном правиле, исходя из которой определяется уровень расходов. Сейчас она составляет $60 за баррель, которые министр финансов Антон Силуанов называл «неактуальными». Вместе с ней должны будут сократиться и расходы бюджета.