На фоне конфронтации России с Европой из-за войны в Украине в российских школах резко сократилось число преподавателей немецкого и французского языков. Если в 2019 году немецкому обучали 12 887 педагогов, то в 2024-м их осталось 7348, что на 43% меньше. Число учителей французского за тот же период сократилось на 47% — с 3322 до 1754. При этом преподавателей английского осталось столько же — 103 тыс. В целом по итогам 2024 года в российских школах работало на 5,4% преподавателей иностранных языков меньше, чем в 2020-м — 113 672 человека, говорится в исследовании проекта «Если быть точным», данные которого опубликовали «Ведомости».
Общее сокращение учителей аналитики объяснили уменьшением числа детей, которые учат два иностранных языка в школе. Согласно обновленному в 2022 году федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), изучение второго иностранного языка в школе стало необязательным. По данным Росстата за 2023 год, 15,6 млн учеников изучали один иностранный язык, 1,1 млн — два и только 5700 — три и более. Самыми популярными на тот момент были английский, немецкий и французский.
В августе Минпросвещения опубликовало проект приказа, согласно которому с 1 сентября этого года время на изучение иностранного языка в 5–7 классах сократится с 510 до 408 часов в год. То есть в неделю у школьников будет два урока иностранного языка вместо трех. Это нововведение коснется в том числе английского, испанского, китайского и французского языков, а с 1 сентября 2026-го — немецкого.
Тенденция по снижению числа преподавателей иностранных языков есть, но ее не стоит рассматривать как что-то угрожающее системе школьного образования, считает директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского института образования НИУ ВШЭ Иван Иванов. По его словам, это связано в том числе с тем, что детей школьного возраста становится меньше. Так, согласно прогнозу правительства, численность обучающихся в российских школах снизится с 18 млн в 2024-м до 16,3 млн в 2028 году.
«Существуют как внутренние процессы оптимизации, так и большая конкурентоспособность учителей иностранных языков на внешнем рынке: все-таки знание языков позволяет работать не только учителем», — отметил Иванов. Он также добавил, что школам в целом было тяжело обеспечить повсеместное «двуязычие», а добиться качественного преподавания — еще сложнее. Французский и немецкий язык, скорее всего, перейдут в систему допобразования и частное репетиторство, заключил Иванов.