Председатель Государственной думы Вячеслав Володин выступил с инициативой предоставить участникам вторжения в Украину возможность преподавать во всех российских школах. Во время встречи со студентами и преподавателями Кубанского государственного университета в Краснодаре он вспомнил, что в годы его школьного детства военную подготовку и труд вели ветераны Великой Отечественной войны, и, по словам спикера парламента, они «серьезно влияли на наше мировоззрение». Теперь, считает Володин, аналогичную роль должны сыграть участники «специальной военной операции».
«Хотелось бы, чтобы в каждой школе был такой преподаватель. Все ребята, которые участвуют в специальной военной операции, героические и патриотические. Они приняли решение защищать страну, нас с вами. Поэтому важно, чтобы страна позаботилась о них», — сказал Володин, подчеркнув, что «качества» участников войны должны быть востребованы при обучении детей, поскольку «для детей это важно».
Практика привлечения «ветеранов СВО» к педагогической деятельности уже существует, но пока не носит массовый характер. Согласно подсчетам «Новой газеты. Европа», по состоянию на март 2025 года в российских школах работали не менее ста участников вторжения в Украину. Кроме того, в 40% образовательных учреждений регулярно проходят встречи с военными — всего с начала войны проведено более 40 тысяч «классных часов» о буднях на фронте, в том числе для первоклассников.
Эти изменения сопровождаются реформой образовательных программ. Согласно приказу Минпросвещения, из курсов для 6-7 классов были исключены «Социальные ценности и нормы», «Человек как участник правовых отношений» и «Основы российского права». Освободившиеся часы выделили для изучения пропагандистского курса о «священной России» и «традиционных ценностях».
С 2026-2027 учебного года в школах введут новый предмет — «Духовно-нравственная культура России». Как пояснили в Минпросвещения, его цель — формирование мировоззрения на основе «традиционных российских ценностей». В рамках курса школьники будут изучать биографии участников «СВО», на примере которых детям предстоит «укоренять созидательные ценности».