Власти реализовали угрозу собрать деньги на поддержку автопрома с россиян, которые сами ввозят автомобили из-за границы. Минпромторг подготовил проект постановления правительства, вводящего с ноября прогрессивную шкалу утилизационного сбора при ввозе автомобиля для личных нужд, привязанную к мощности двигателя, а не к его объему, как сейчас. Коммерческие ставки, исчисляемые сотнями тысяч, а для машин с большим двигателем – миллионами рублей, будут действовать на автомобили мощностью от 160 л с.
Сейчас каждый может ввезти одну машину в год машину для личного пользования, уплатив сбор по льготной ставке: 3,4 тыс. руб. за новый автомобиль (до трех лет) и 5,2 тыс. руб. за иномарку старше. Условие – не продавать ее в течение года, иначе сбор придется доплатить. С ноября с этим будет покончено. «Окно закрывается», — считает автомобильный аналитик, у него нет сомнений в том, что постановление будет принято.
После этого россияне смогут ввозить для личных нужд с уплатой льготного утильсбора в основном малолитражки. Современные технические решения позволяют выдавать большую мощность даже при небольшом объеме двигателя, отмечало Обьединение автопроизводителей России (ОАР) в отправленном несколько дней назад письме Минпромторгу, в котором призывало ввести прогрессивную шкалу утильсбора.
Подписавшие письмо руководители российских автозаводов сетовали на то, что ввоз машин через физлиц используется для «серого импорта» и ситуацию, когда одинаковым сбором «облагаются автомобили кардинально разных ценовых категорий, если они имеют сравнительно небольшой объем двигателя». Они приводили в пример бюджетный седан Changan Alsvin с рекомендуемой розничной ценой 1,85 млн руб. и объемом двигателя 1,48 л (мощность 98 л с), который облагается утильсбором 677,4 тыс. руб. Такой же сбор предусмотрен для BMW Х3 с рекомендуемой розничной ценой 8 млн руб. и объемом двигателя 1,99 л (мощность 255 л с), указывали авторы обращения.
«На самом деле это желание автопроизводителей убрать популярную способ купить иномарку подешевле», — уверен автомобильных аналитик.
Минпромторг успокаивает, что повышенный сбор коснется немногих: самые востребованные автомобили — с двигателем до 160 л с. «По данным оператора системы электронных паспортов, на них приходится около 88% от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет», — говорится в сообщении ведомства.
Тем не менее россияне уже после июньского заявления Алиханова поспешили ввезти машины. Это стало одной из причин (наряду со снижением ключевой ставки) роста спроса и ввоза иномарок населением в июле-августе. В августе, по данным аналитического агентства «Автостат», доля новых автомобилей, ввезенных физлицами, составила 46% от всего ввоза, но это произошло в первую очередь за счет провала остального импорта. В абсолютном выражении рост довольно скромный: за месяц физлица ввезли 14 тыс. автомобилей младше 3 лет по сравнению с 13 тыс. в июле. Автомобилей старше трех лет россияне в августе ввезли около 45 тыс.
Автомобильный аналитик ждет рекордного ввоза иномарок в октябре. А вот российским автозаводам повышение сбора вряд ли поможет, говорил гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Те, кто ввозят свежие иномарки по льготным ставкам, вряд ли придут в салоны за новыми отечественными автомобилями. Пока они пользуются возможностью ввезти автомобиль подешевле, а при отмене льготы либо отложат покупку, либо пойдут на вторичный рынок за машинами постарше.