Центробанк снизил ключевую ставку с 18% до 17% годовых. Последний раз ставка была меньше (16%) в конце июля 2024 г., после чего ЦБ поднял ее до 18%, а затем довел до максимального с начала 2000-х гг. уровня 21%. Это уже третье заседание подряд, на котором ЦБ понижает ставку. Началось в июне, когда ставка была уменьшена до 20%, в июле шаг составил уже 2 процентных пункта (п. п.), теперь ЦБ он меньше – 1 п. п.
В том, что ЦБ снизит ставку, не сомневался почти никто. Интрига была в том, будет снижение снова 2 п. п. до 16% или меньше, до 17%. ЦБ выбрал второе и послал нейтральный сигнал о своих планах.
Устойчивые показатели текущего роста цен значимо не изменились и в основном остаются выше 4% в пересчете на год, экономика охлаждается, возвращаясь к траектории сбалансированного роста, в последние месяцы активизировался рост кредитования, а инфляционные ожидания остаются высокими, перечисляет ЦБ. Однако дальнейшие решения по ставке обещает принимать в зависимости лишь от «устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий».
ЦБ обещает продолжать жесткую политику и «поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 г.».
Острота проблем, разгонявших цены последнее время, снижается, но они никуда не делись, следует из комментария ЦБ. Перегрев экономики уменьшается, но сохраняется. ЦБ отмечает торможение экономики, но в рецессию не верит: «Оперативные данные и опросные индикаторы свидетельствуют о замедлении роста общей экономической активности в третьем квартале, который остается положительным». Растущие доходы населения и расходы бюджета поддерживают внутренний спрос: по оценке ЦБ, рост потребительской активности даже несколько ускорился.
Инфляционные ожидания в последние месяцы существенно не изменились и остаются повышенными, что тоже может препятствовать устойчивому замедлению инфляции. Кредитование снова активизировалось, хотя темпы его роста далеки от прошлогодних.
Решение оказалось жестче ожиданий консенсуса, цитирует Reuters инвестбанкира Евгения Когана. Он ожидает от ЦБ осторожных шагов и дальше: «На октябрьском заседании, думаю, снизят еще на 1 п. п. до 16%». Сергей Коныгин из инвестбанка «Синара» видит в комментарии ЦБ намек на то, что из-за готовящихся поправок в бюджет он будет пересматривать траекторию ставки наверх: «Сохраняем прогноз на конец года ставки в 16%» (цитата по Reuters).
ЦБ пишет, что пока исходит из объявленных параметров бюджетной политики: «Ее нормализация в 2025 г. должна иметь дезинфляционный эффект. Однако он пока не реализовался с учетом накопленного с начала года бюджетного дефицита». ЦБ будет уточнять свои оценки эффектов бюджетной политики на инфляцию после обнародования поправок к бюджету на этот год и новых проектировок.
Тем не менее решение не стало неожиданностью для рынка, хотя чуть больше половины аналитиков ждало снижения до 16%, комментирует главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Он объясняет «более осторожный шаг» ЦБ стремлением несколько охладить ожидания рынка и сдержать слишком быстрое смягчение финансовых условий в условиях сохранения проинфляционных рисков.
ЦБ ожидает, что по итогам года рост кредитного портфеля будет «ближе к верхней границе» его июльского прогноза 7–10%.
Напряженность на рынке труда значимо не снижается, констатирует регулятор. Ранее он отмечал признаки ее снижения. По данным опросов, доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, продолжает сокращаться, зарплаты растут медленнее, чем в 2024 г., но быстрее, чем производительность труда. Безработица по-прежнему на исторических минимумах (2,2% в июле, по данным Росстата).
Проинфляционные риски по-прежнему преобладают, заключает ЦБ. Среди них он не отметил начавшееся ослабление рубля. В его комментарии курс упоминается лишь в связи с рисками, которые может нести для инфляции ухудшение условий внешней торговли: «Дальнейшее снижение темпов роста мировой экономики и цен на нефть в случае усиления торговых противоречий может иметь проинфляционные эффекты через динамику курса рубля».
Дезинфляционный риск ЦБ в этот раз увидел только один: слишко сильное замедление внутреннего спроса. Отмеченное по итогам прошлого заседания чрезмерное замедление кредитования в этот раз не упомянуто.
«Решение понятное – получить больше данных о динамике кредита, бюджета, реакции инфляционных ожиданий к следующему заседанию», – комментирует экономист Егор Сусин. Он считает важным, что общая траектория на снижение ставки сохраняется, сигнал остался нейтральным.