Почти половина россиян были бы не против возвращения смертной казни, следует из результатов опроса ВЦИОМ. «Морально приемлемым» ее применение назвали 49% граждан. 37% придерживаются противоположной точки зрения. Еще 14% респондентов затруднились с ответом, заявили, что не считают это вопросом морали, либо допустили возможность применения смертной казни «в зависимости от ситуации».
Доля безоговорочных сторонников высшей меры наказания среди мужчин составляет 56%, среди женщин — 43%. В основном никаких сомнений по этому поводу не испытывает старшее поколение. Так, смертную казнь поддерживают 59% среди рожденных в 1968–1981 годах, 56% среди рожденных в 1948–1967 годах и 51% граждан старше 78 лет. Из зумеров — тех, кто появился на свет после 2000 года, — против выступают 72%, за — 21%. Большинство или 54% младших миллениалов (1992–2001 год рождения) также считают смертную казнь аморальной. При этом среди тех, кто родился в 1982–1991 годах, 47% назвали ее применение приемлемым и только 39% отвергли такую возможность.
Ведущий эксперт департамента политических исследований аналитического центра ВЦИОМ Мария Григорьева заявила, что на оценки россиян влияет «современный контекст»: общемировая турбулентность, сложная экономическая ситуация и война с Украиной. По ее мнению, все это выводит на первый план ценности выживания и безопасности.
Формально смертная казнь в России не отменена: бессрочный мораторий на нее действует с 1997 года. Это было одним из основных условий вступления в Совет Европы. Россия вышла из организации после вторжения в Украину — в марте 2022 года. Зампред Совбеза Дмитрий Медведев отмечал, что власти могут вернуть смертную казнь в «военное время» или в случае, если в стране будет «зашкаливать» опасность тягчайших преступлений, прежде всего убийств.
В свою очередь глава Конституционного суда Валерий Зорькин говорил, что выход из Совета Европы и напряженное историческое время — не повод возвращать смертную казнь. Он подчеркивал, что такой шаг стал бы очень плохим сигналом обществу и «демонстрировал бы гуманистический характер российского права».
Солидарность с Зорькиным выражал и президент Владимир Путин, называя смертную казнь «бессмысленной и контрпродуктивной».