Экономический рост в России прекратился – к такому выводу пришли эксперты Института народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Вслед за сокращением ВВП в I квартале на 0,6% рост ВВП во II квартале (к предыдущему периоду с исключением сезонности) оценивается в 0%, пишут они в комментарии к прогнозу, который обновили в конце августа.
Росстат 12 сентября опубликовал данные о ВВП в I полугодии, из которых следует, что во II квартале экономика все же немного выросла: темп роста в пересчете на год с исключением сезонности составил 1,5%, или около 0,4% за квартал. Принципиально это картины не меняет. «Российская экономика продолжает балансировать между стагнацией и спадом, – пишет ИНП 14 сентября. – Остановку роста уже можно считать статистическим фактом».
О том, наступила ли в России рецессия (спад два квартала подряд), спорили несколько месяцев, предправления Сбербанка и бывший министр экономики Герман Греф даже рассуждал о некой «технической стагнации». Владимир Путин уверял, что это не так – просто идет «мягкая посадка» экономики, но потом отчитал чиновников за ее резкое торможение. Не важно, растет или падает экономика на 0,1% или на 1% – это стагнация, считает бывший зампред ЦБ экономист Сергей Алексашенко.
Российская экономика давно разделилась на преуспевающую военную и выживающую гражданскую: военные расходы растут, причем Минфин активно авансирует госзаказ, а Центробанк компенсирует это высокой ключевой ставкой, что бьет по тем, кто не связан с госрасходами. Близкий к властям аналитический центр ЦМАКП отмечал, что с гражданские отрасли стагнируют с середины 2023 г., а в этом году перешли к падению.
Из этих двух составляющих и складывается общий результат, который постепенно ухудшается: в ВПК рост замедляется, а в гражданских отраслях спад ускоряется. «Июль и август показывают достаточно явные симптомы того, что мы приближаемся к нулевым отметкам», – говорил Греф.
В реальном секторе все отчетливее наблюдается тенденция по сокращению выпуска и ухудшению финансово-экономического положения предприятий, пишут эксперты ИНП. Поведение косвенных индикаторов предполагает высокую вероятность сокращения инвестиций во второй половине года, продолжают они.
Это подтверждает мониторинг отраслевых финансовых потоков Центробанка. В июле он зафиксировал сильнейшее со времен пандемии падение входящих платежей, проведенные через его платежную систему (на 8,1% по отношению к среднему уровню II квартала). В августе они немного подросли, но остались на 6,4% ниже среднего уровня II квартала, а без учета добычи, нефтепродуктов и госуправления поступления уменьшились на 6,1%, перечисляет ЦБ. Он отмечает снижение во всех федеральных округах и укрупненных группах отраслей: потребительского спроса – на 5,8%, инвестиционного – на 9,6%, промежуточного – на 7,4%, внешнего – на 9%.
Если все будет так продолжаться и дальше, экономика во II полугодии продолжит балансировать на грани спада, а по итогам года рост составит около 1%, отмечают эксперты ИНП, их прогноз 1,2%. Низкий спрос и темп роста экономики подтолкнут производителей, потребителей и торговлю поддерживать низкие запасы, сокращение которых за год вычтет из ВВП до 0,3 процентных пункта (п. п.).
Государство вряд ли сможет помочь экономике. Возможности по поддержанию высоких темпов бюджетных расходов, по-видимому, практически исчерпаны, констатирует ИНП. В сложившихся условиях (низкие цены на нефть, крепкий рубль, стагнация экономики и высокие процентные ставки) сохранение опережающего роста расходов возможно только при дефиците бюджета выше 5 трлн руб. в 2025 г. Замедление же роста расходов бюджета «неминуемо приведет к ухудшению экономической ситуации во второй половине года», заключает ИНП.