Впервые за по меньшей мере пять лет в России на фоне фактической блокировки YouTube прекратилось падение охватов отечественных телеканалов, пишет РБК со ссылкой на данные Mediascope. По итогам июня-августа текущего года охват всего телевещания в стране среди населения старше 4 лет достиг 59% против 58,7% год к году.
Согласно данным Mediascope, как минимум с 2020 года этот показатель неуклонно сокращался: летом 2020-го ТВ смотрели 63,3%, летом 2021-го — 62,1%, летом 2022-го — 61,8%, а летом 2023-го — 60,2% россиян. Также с июня по август этого года впервые за пять лет не зафиксировано и падение общего рейтинга телевещания — он составил 12%, как и в прошлом году, свидетельствуют подсчеты Mediascope. В июне–августе 2020 года рейтинг российских телеканалов достигал 14%, за год до этого — 13,9%, в 2022-м — 13,4%, а летом 2023 года — 12,8%.
Приостановку тренда на «драматическое» сокращение телесмотрения в РФ впервые за многие годы отметил в среду и Алексей Толстоган, руководитель крупнейшего продавца рекламы на ТВ — Национального рекламного альянса (НРА). «Июнь, июль и, я не помню, август — общая аудитория телесмотрения выросла впервые за 15–20 лет», — сказал он во время конференции рекламной группы Okkam «О цене и ценности». С ним согласился исполнительный директор Okkam Михаил Шкляев, отметивший, что телевидени в России «перестало падать». По его словам, на российском ТВ в условиях усложнения доступа к YouTube растет доля молодой аудитории.
Власти заблокировали американский видеохостинг на территории страны летом 2024 года. Сначала YouTube замедлили на стационарных компьютерах, что в Роскомнадзоре объясняли «техническими проблемами», которые якобы были вызваны износом серверов Google. В компании это опровергли, и после полной блокировки сервиса (в том числе на мобильных устройствах) в конце года в РКН заявили, что доступ к нему был ограничен из-за нарушения законодательства и «неуважения» к стране. Одновременно с блокировкой YouTube российские власти призывали переходить на Rutube и «VK Видео».
В 2024 году федеральные телеканалы, в эфире которых россиян убеждают в экономических достижениях, благе войны против Украины, предлагают возобновить сталинские репрессии и ударить ядерным оружием по Европе, сильно просели в популярности у граждан. Например, НТВ потерял 13% своих зрителей. По данным Mediascope, «Первый канал» впервые в истории опустился на 5 место по среднесуточной аудитории, уступив РЕН ТВ. Всего с начала российского вторжения в Украину «Первый» потерял почти четверть зрителей.