Из-за опасения угрозы от России в Швеции начали обсуждать создание собственного ядерного оружия, пишет The Times. В стране разгорелись дебаты о том, следует ли Швеции предпринять новую попытку получить ядерную бомбу — в одиночку или совместно с союзниками по НАТО. Джимми Окессон, лидер правой партии «Шведские демократы», от поддержки которой зависит правящая коалиция, одним из первых заинтересовался этой идеей. «[Швеция] обладала обширным опытом в области ядерных технологий», — заявил Окессон газете Goteborgs-Posten. Роберт Дальшё, исследователь Национального института оборонных исследований Швеции (FOA), предложил обсудить создание собственного ядерного оружия со шведскими компонентами. Эту же точку зрения разделяет и депутат Европарламента от правоцентристской партии Христианских демократов, входящей в правительство, Алиса Теодореску Маве. Она считает, что Швеция должна сыграть свою роль в европейской стратегии ядерного оружия.
Текущие возможности Швеции для быстрого создания ядерного оружия недостаточны. У нее есть шесть атомных электростанций, обеспечивающих 40% её электроэнергии. Последняя была построена 40 лет назад. Но оружейного плутония в стране нет. Швеция десятилетия тайно вела собственную ядерную программу во время Холодной войны, когда была нейтральной. После 1945 года FOA было поручено исследовать применение ядерного оружия США в Хиросиме и Нагасаки. Через три года начальник штаба обороны поручил FOA изучить производство бомбы на основе плутония. В 1956 и 1957 годах Швеция тайно взорвала мощные бомбы в Лапландии, в результате образовалось озеро Фоахауре. Имитация ядерных взрывов проходила в рамках подготовки к национальной программе создания ядерного оружия. Швеция успешно шла к производству ядерного оружия — в стране добывался уран и были построены два ядерных реактора для получения плутония. Антуан Буске, доцент кафедры политологии Шведского университета обороны, сказал, что подход был следующим: «Швеция не будет членом НАТО, но ей необходимо обладать мощным и независимым потенциалом для защиты от нападения СССР. Создание ядерного оружия представлялось вполне реальным».
К 1957 году ЦРУ пришло к выводу, что Швеция располагает «достаточно развитой ядерной программой, позволяющей ей произвести оружие в течение пяти лет». В середине 60-х, когда стране, по оценкам, оставалось всего полгода до создания бомбы, проект начал затухать из-за антиядерного движения общественности, колоссальных расходов, а также секретных гарантий безопасности от США. Объекты были либо снесены, либо переоборудованы, а в 2012 году остатки плутония были переправлены в США. Голиаф считает, что возрождать программу сегодня нереально и Швеции фактически придется начинать все с нуля. «Можно найти отчёты в архивах, но тех, кто работал над этим, вероятно, уже нет в живых», — сказал он. Голиаф говорит, что проект потребует огромных инвестиций и ресурсы выделить практически невозможно.
Швеция не первая европейская страна, где поднимаются вопрос программы ядерного оружия. Польша также претендует на нее в партнерстве с Францией или США. Премьер страны Дональд Туск также намекнул, что Польша может рассмотреть создание собственного ядерного оружия, хотя эксперты считают эту возможность маловероятной. Немецкие политики также обсуждали возможность участия в европейской программе сдерживания, но общественное мнение настроено против любой национальной военной ядерной программы.