Минпромторг подготовил изменения в перечень товаров для параллельного импорта, усложняющие ввоз в страну товаров без разрешения правообладателей. Включить в него предлагается не просто список товарных знаков, разрешенных к такому ввозу, а реестровые записи Роспатента. В них содержатся не только словесное обозначение знака, но и другие варианты его написания, а также изображения. «Тем самым параллельный импорт будет распространяться на товарные знаки всех типов... Это позволит решить проблему того, когда у правообладателя есть несколько товарных знаков», – объясняет ведомство в пояснительной записке.
Изменения позволят ввозить в Россию товары, маркированные изобразительными элементами без букв (например, полосками или трилистником Adidas), но в то же время станет легче запретить ввоз товаров, не входящих в список. «У нас ведь действует порядок – все, что не разрешено, то запрещено, и если сейчас не разрешенные к параллельному импорту товары могут "проскочить" таможню, если изображение знака на них отличается от широко известного словесного написания, то после вступления нового варианта перечня в силу возможностей для ввоза станет меньше», – объяснил патентный юрист.
О намерении Минпромторга и ФТС усилить контроль над параллельным импортом говорил недавно замглавы министерства Роман Чекушов. По его словам, это обеспечит полную прозрачность товара, его происхождения и при пересечении таможенной границы, и при обороте внутри страны: «Когда есть номер реестровой записи, мы точно этот бренд можем отследить – есть он в приказе или нет. Сейчас это просто перечень брендов».
Последнее время параллельный импорт падает. С пика декабря 2023 г. – $6 млрд он сократился до $4 млрд в месяц в прошлом году, $2,5 млрд в среднем в первом полугодии 2025 г. и $1,5-1,4 млрд в месяц в июле-августе. Эта тенденция сохранится, полагает Чекушов. Минпромторг объяснял ее импортозамещением и насыщением рынка продукцией из «дружественных» стран.
Параллельный импорт спас российский рынок, когда цепочки поставок оборвались после начала войны: были введены санкции, а многие западные бренды ушли из России. В первый перечень параллельного импорта в апреле 2022 г. входило более 50 категорий товаров, включая одежду и обувь. Затем Минпромторг стал заменять категории списками брендов, а дальше – сокращать количество брендов. Этой весной ведомство исключило из перечня около 40 брендов, а летом предложило убрать еще около 10.
На самом деле регулярно возникают ситуации, когда отсутствие продукции в списке для параллельного импорта лишало российских заказчиков, в том числе госструктуры, возможности получить нужное оборудование или продукцию, объясняет сотрудник юридической компании. Например, Санкт-Петербургский университет этим летом отказался от покупки оргтехники Sharp у компании, доставившей ее в Россию параллельным импортом, из-за претензий иностранного производителя и его отказа предоставить гарантию на товар. А американская Gillette Company, принадлежащая Procter&Gamble, взыскивает с российских предпринимателей компенсацию за продажу на Wildberries, зубных щеток Oral-B, поставленных «в обход официальной логистики». Минпромторг только этим летом предложил исключить этот бренд из перечня продукции для параллельного импорта.