Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Возможностей для ввоза станет меньше». Российские власти вновь ограничивают параллельный импорт

Товарам вне перечня Минпромторга станет сложнее «проскочить» таможню
Товарам вне перечня Минпромторга станет сложнее «проскочить» таможню Александр Авилов /Агентство «Москва»

Минпромторг подготовил изменения в перечень товаров для параллельного импорта, усложняющие ввоз в страну товаров без разрешения правообладателей. Включить в него предлагается не просто список товарных знаков, разрешенных к такому ввозу, а реестровые записи Роспатента. В них содержатся не только словесное обозначение знака, но и другие варианты его написания, а также изображения. «Тем самым параллельный импорт будет распространяться на товарные знаки всех типов... Это позволит решить проблему того, когда у правообладателя есть несколько товарных знаков», – объясняет ведомство в пояснительной записке.

Изменения позволят ввозить в Россию товары, маркированные изобразительными элементами без букв (например, полосками или трилистником Adidas), но в то же время станет легче запретить ввоз товаров, не входящих в список. «У нас ведь действует порядок – все, что не разрешено, то запрещено, и если сейчас не разрешенные к параллельному импорту товары могут "проскочить" таможню, если изображение знака на них отличается от широко известного словесного написания, то после вступления нового варианта перечня в силу возможностей для ввоза станет меньше», – объяснил патентный юрист.

О намерении Минпромторга и ФТС усилить контроль над параллельным импортом говорил недавно замглавы министерства Роман Чекушов. По его словам, это обеспечит полную прозрачность товара, его происхождения и при пересечении таможенной границы, и при обороте внутри страны: «Когда есть номер реестровой записи, мы точно этот бренд можем отследить – есть он в приказе или нет. Сейчас это просто перечень брендов».

Последнее время параллельный импорт падает. С пика декабря 2023 г. – $6 млрд он сократился до $4 млрд в месяц в прошлом году, $2,5 млрд в среднем в первом полугодии 2025 г. и $1,5-1,4 млрд в месяц в июле-августе. Эта тенденция сохранится, полагает Чекушов. Минпромторг объяснял ее импортозамещением и насыщением рынка продукцией из «дружественных» стран.

Параллельный импорт спас российский рынок, когда цепочки поставок оборвались после начала войны: были введены санкции, а многие западные бренды ушли из России. В первый перечень параллельного импорта в апреле 2022 г. входило более 50 категорий товаров, включая одежду и обувь. Затем Минпромторг стал заменять категории списками брендов, а дальше – сокращать количество брендов. Этой весной ведомство исключило из перечня около 40 брендов, а летом предложило убрать еще около 10.

На самом деле регулярно возникают ситуации, когда отсутствие продукции в списке для параллельного импорта лишало российских заказчиков, в том числе госструктуры, возможности получить нужное оборудование или продукцию, объясняет сотрудник юридической компании. Например, Санкт-Петербургский университет этим летом отказался от покупки оргтехники Sharp у компании, доставившей ее в Россию параллельным импортом, из-за претензий иностранного производителя и его отказа предоставить гарантию на товар. А американская Gillette Company, принадлежащая Procter&Gamble, взыскивает с российских предпринимателей компенсацию за продажу на Wildberries, зубных щеток Oral-B, поставленных «в обход официальной логистики». Минпромторг только этим летом предложил исключить этот бренд из перечня продукции для параллельного импорта.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку