Правительство России решило прекратить крупные траты из Фонда национального благосостояния, который активно использовало для латания бюджетных дыр, израсходовав с начала войны почти две трети его ликвидных активов.
В 2026 году Минфин планирует изъять из фонда всего 38,5 млрд рублей, а полонить его — на 78,3 млрд, следует из пояснительной записки к проекту закона о бюджете. В 2027 году ФНБ не будет ни тратиться, ни пополняться, а в 2028-м — должен вырасти на 342,1 млрд рублей за счет нефтегазовых доходов бюджета.
Перед началом войны Кремль скопил в ФНБ $113,5 млрд ликвидных активов — иностранной валюты и золота на сумму в 7,3% российского ВВП. С тех пор фонд, который изначально задумывали для софинансирования пенсий, а затем бросили на покрытие бюджетного дефицита, сжался в 2,5 раза — до $50,3 млрд, или 1,7%ВВП.
Тот факт, что Минфин не расходовать средства ФНБ, говорит о том, что остатки «кубышки» хотят сохранить «на совсем черный день», считает ассоциированный исследователь Центра Дэвиса Гарвардского университета Андрей Яковлев. «Видимо, в Кремле, может быть лично Путин, считают, что дальше будет хуже. И поэтому резервы тратить нельзя», — поясняет Яковлев.
Если в предыдущие годы войну финансировали за счет резервов, то теперь ее будет оплачивать российское население. Ему «выставлен счет» в виде новых налогов, отмечает Александра Прокопенко, исследователь Carnegie Russia Eurasia Center. В 2026 года правительство повышает НДС: его ставка увеличится до 22% — самого высокого уровня для России 1992 года. Это, по расчетам Минфина, принесет в казну 1,2 трлн рублей за год. Кроме того, готовится повышение налогов на малый бизнес и 5-процентный налог для букмекеров.
Несмотря на это, в бюджете-2026 образуется дефицит в размере 3,8 трлн рублей, а в 2027-28 гг — еще 6,7 трлн. Покрывать его правительство планирует исключительно за счет долга, общий размер которого в ближайшие года должен удвоиться.
На следующий год запланировано привлечение 3,98 трлн рублей долга, на 2027 год — 3,79 трлн, на 2028-й — 4,57 трлн. Итого: 17,7 трлн рублей за четыре года. С учетом госгарантий общий внутренний госдолг должен увеличиться на 23,7 трлн рублей за 2025-28 гг., следует из материалов бюджета.
Наращивать расходы для стимулирования экономики Кремль больше не может, отмечает Александр Коляндр, старший научный сотрудник Center for European Policy Analysis. «Поскольку экономический рост замедляется, а доходы сокращаются, Москва больше не может наращивать фискальное стимулирование, которое подпитывало прежний военный рост, и вместо этого принимает меры жесткой экономии, которые грозят еще больше задушить гражданскую экономику», — указывает Коляндр.