Турция создает почву для резкого сокращения закупок газа в России, доля которого на рынке страны за последние два десятилетия уже упала с 60% до 37%.
После требования президента США Дональда Трампа об отказе от энергоносителей из РФ на уровне стран НАТО Турция заключила крупные контракты на закупку американского СПГ, пишет Reuters. В общей сложности Анкара планирует закупить американского газа на $43 млрд. В частности, в сентябре было заключено 20-летнее соглашение с Mercuria, которая с 2026 года будет поставлять на турецкий рынок 4 млрд кубометров СПГ ежегодно.
Кроме того, Турция наращивает внутреннюю газодобычу. Собственное производство и законтрактованный импорт СПГ вырастут в Турции с 15 млрд кубометров в этом году до более чем 26 млрд в 2028 году, согласно расчетам Reuters.
В результате на трубопроводные поставки газа, которые помимо России обеспечивают Иран и Азербайджан, останется 26 млрд кубометров - в 1,6 раза меньше, чем сейчас (53 млрд кубов).
Российские контракты на снабжение Турции газом в объеме 22 млрд кубометров в год по «Голубому потоку» и «Турецкому потоку» близки к истечению. Контракт на 16 млрд закончится в этом году, и договоренности о его продлении пока нет. Контракт с Ираном на 10 млрд истечет в середине 2026 года, а договоры с Азербайджаном общим объемом 9,5 млрд действуют до 2030 и 2033 годов.
Поскольку Турции требуется меньше российского газа, BOTAS теоретически может прекратить импорт из России через два-три года, считает Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов. Впрочем, по его мнению, она этого не сделает, потому что продолжение закупок позволит создать излишки и за их счет оказывать ценовое давление на других поставщиков.
Скорее всего, Турция продлит некоторые из этих контрактов, но она сократит объемы и будет требовать более гибких условий, чтобы диверсифицировать источники предложения, сказал Reuters Сохбет Карбуз из парижской Средиземноморской организации по энергетике и климату: «Турция дает понять, что воспользуется избытком СПГ [на мировом рынке]».
На мировом рынке СПГ уже формируется избыток предложения, а в 2026-2027 году он будет затоварен, по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в результате ввода в строй многочисленных новых мощностей в Северной Америке, Африке, Катаре. Это делает сжиженный газ конкурентоспособным по цене с трубопроводным.
Министр энергетики Альпарслан Байрактар заявил в октябре, что Турция должна получать газ из всех доступных источников, включая Россию, Иран и Азербайджан, но отметил, что американский СПГ является более дешевой альтернативой.
Трамп публично стал оказывать давление на союзников, призвав страны НАТО разорвать сохраняющиеся энергетические связи с Россией. На встрече в Белом доме 25 сентября Трамп потребовал от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана прекратить закупки российских энергоносителей. На вопрос журналиста Трамп ответил: “Я верю, что он их остановит, да. И знаете почему? Потому что он может покупать их [энергоресурсы] у многих других”.
Среди этих «других» – прежде всего США, которые уже являются крупнейшим экспортером СПГ в мире. Но их экспортные мощности увеличатся еще почти в два раза к 2028 году, по данным Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, – с 320 млн кубометров до 595 млн кубометров в сутки, или со 117 млрд до 217 млрд кубометров в годовом исчислении. В этом году, по прогнозу EIA, экспорт СПГ из США вырастет на 19%, а в 2026-м – еще на 15%.
Всего же в Северной Америке сейчас строится 10 СПГ-терминалов: пять в США, три в Канаде (первая линия уже начала отгрузки летом) и два в Мексике.
Сжиженного газа будет так много, что «есть большая доля неопределенности в том, какие рынки и секторы будут способны поглотить дополнительные объемы», предупреждает МЭА. В базовом сценарии оно ожидает 130 млрд кубометров избытка СПГ на мировом рынке в 2030 году.