Центробанк фактически признал, что попытки властей наполнить раздутый военными расходами бюджет обернутся ускорением роста цен. ЦБ допустил, что он и в следующем году не замедлит его до целевых 4% – таков был его прогноз на 2026 г., в новом варианте он составляет 4-5%. В прогнозе инфляции на этот год нижняя граница увеличена с 6% до 6,5% (верхняя по-прежнему 7%).
В обоих случаях одна из главных причин – бюджет. Пересмотр прогноза на следующий год вызван «временными проинфляционными факторами», объяснила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. В число этих факторов она включила повышение налогов.
Со следующего года ставка НДС повышается с 20% до 22%. Кроме того, планируется отменить ряд льгот по уплате налогов и социальных взносов. В частности, будет понижен максимальный размер годовой выручки, по достижении которой малые предприятия должны будут платить НДС (Минфин предлагал уменьшить его с 60 до 10 млн, бизнес просит сделать это более плавно, обсуждения параметров продолжаются, как и по ряду других льгот).
Значительная часть этих издержек будет переложена в цены. Процесс уже пошел: в октябре инфляционные ожидания предприятий заметно выросли, показал мониторинг, который проводит ЦБ. До этого они несколько месяцев практически не менялись, отметила Набиуллина. Ситуация отличается от 2019 г., когда НДС тоже повысили на 2 процентных пункта с 18% до 20%, признали Набиуллина и ее заместитель Алексей Заботкин: тогда оно происходило на фоне низких инфляции и инфляционных ожиданий.
По оценке ЦБ, перенос повышения налогов, а также удорожания бензина и большего, чем планировалось, повышения коммунальных тарифов в цены продлится до середины следующего года. Чтобы сдержать инфляцию, придется держать более высокую ключевую ставку: прогноз ее среднего значения в 2026 г. повышен с 12-13% до 13-15%. Старший директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов называет повышение НДС единственным событием и фактором инфляции, с которым все ясно: «Мы знаем, когда, как и какие эффекты оно повлечет».
В частности, цены в связи с повышением НДС начнут расти уже в этом году. Поэтому с окончанием этого года похожая ситуация. Подлил масла в инфляционный огонь и бюджет: его дефицит увеличен с 3,8 до 5,7 трлн руб. С сентябрьского заседания реализовались существенные инфляционные риски, констатировала Набиуллина, первым из которых она назвала расширение дефицита бюджета.
ЦБ называл проект бюджета-2026 и поправки в бюджет этого года дезинфляционными. Лучше уж финансировать дефицит налогами, чем займами, объясняла Набиуллина. ЦБ от этой оценки не отказывается, однако отмечает, что дезинфляционное влияние бюджета-2025 «будет существенно меньше, чем ожидалось». Значит, инфляция и ставка тоже будут выше.
Однако бюджет еще предстоит исполнить: с начала войны ни один бюджет на получался таким, как его планировали. Расходы в следующем году практически не растут, во что эксперты верят с трудом, а повышенные налоги надо еще собрать. Главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец опасается, что экономика попадет в «налоговую спираль»: повышение налогов замедлит рост экономики, бюджет соберет меньше ожидаемого, и налоги снова придется повышать. Профессор ВШЭ, главный научный сотрудник ИНП РАН Мстислав Афанасьев и профессор РЭУ им. Плеханова Наталия Шаш уверены, что летом 2026 г. бюджет будет переверстан.
Ключевой развилкой для ставки (и инфляции – ТМТ) в 2026 г. остается приверженность Минфина заявленным бюджетным планам, а также динамика рубля, считают аналитики Газпромбанка Расширение дефицита бюджета и ускоренное ослабление рубля могут ограничить ее снижение уровнем 14%. ЦБ предупредил, что «в случае изменения параметров бюджетной политики может потребоваться корректировка проводимой денежно-кредитной политики».
Тем не менее Набиуллина считает, что «мы в любом случае находимся в цикле смягчения денежно-кредитной политики». Оно может происходить с паузами, но «вы видите траекторию ставки, которую мы дали и на следующий год – это продолжение, пусть и более аккуратное, смягчения ДКП».