Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Доставка товаров из Китая в Россию подорожала на 40%

Доставка контейнера в октябре стоит на сотни долларов дороже, чем месяц назад
Доставка контейнера в октябре стоит на сотни долларов дороже, чем месяц назад Юрий Смитюк / ТАСС

Доставка товаров из Китая в Россию резко дорожает из-за пробок в Казахстане, жалуются транспортные компании и импортеры. По их словам, ситуацию усугубили прекращение работы двух крупных морских перевозчиков и приближение зимы.

Весной и летом тарифы на доставку грузов из Китая снижались из-за общего охлаждения спроса в России и низкого сезона, но в октябре они начали быстрый рост: доставка контейнера многим обходится уже на 40% дороже, чем в сентябре, а в ноябре ожидается новая волна повышения цен, говорят участники рынка.

Сошлось сразу несколько важных факторов: традиционное оживление торговли с осени, подготовка к сложным зимним условиям работы, задержки автомобильных и железнодорожных грузов из-за досмотров в Казахстане, рост затрат на железнодорожную перевозку, а также остановка работы двух крупных морских линий – от дубайской компании CStar Line и ее преемника, китайской STF Shipping (они могут быть связаны с крупной логистической группой «Дело» – ТМТ), перечисляет основатель логистической компании Tradest Андрей Захарченко.

По данным Tradest, уже сейчас по сравнению с сентябрем затраты на доставку контейнера на 40 футов из Шанхая в Москву морем и железной дорогой через Дальний Восток выросли на $600, до $5,3 тыс.; напрямую по железной дороге – на $1 тыс., до $5,4 тыс.; доставка еврофуры автотранспортом подорожала на ту же $1 тыс. (до $10,5 тыс.).

Для многих доставка подрожала еще сильнее, потому что к этим официальным ставкам в октябре добавились расходы за «объезд пробок» в Казахстане, рассказывают импортеры. С начала сентября российская сторона ужесточила проверки на границе, увеличила число досматриваемых контейнеров, чтобы остановить поток серого импорта и контрабанды, поступающего через Казахстан и Кыргызстан из Китая.

В итоге у погранпереходов сначала встали тысячи фур, а потом затормозилось и движение поездов с контейнерами. Причем в пробках стоят не только грузы «карго» (без полного комплекта документов), но и оформленные по всем правилам. Несколько импортеров рассказали, что ждали свои «белые» грузы почти два месяца, а у серых импортеров контейнеры намертво встали в пробку. В результате появились посредники, предлагающие за доплату около $700-1000 за контейнер сделать так, чтобы он быстро прошел границу, рассказывают импортеры. Обычно помощь заключается в том, что контейнер не досматривают на границе.

Но и это еще не все. Таможня Казахстана тоже усилила проверки грузов на границе с Китаем, и некоторые логисты уже требуют от своих клиентов доплатить за возникшие из-за этого расходы. «Наш оператор предупредил, что в октябре на пограничных с Китаем железнодорожных станциях казахстанские таможенники стали досматривать все контейнеры с импортом, и из-за этого плата за доставку одного контейнера вырастет почти на $500», – рассказывает менеджер компании, торгующей товарами для дома.

«Если посчитать все затраты, то сейчас, если повезет, платим за доставку контейнера на 10% больше, чем месяц назад, но довольно часто – и на 40% больше», – говорит другой импортер. С его оценками согласились менеджеры ее трех компаний, получающих импортные поставки.

В ноябре существенный рост ставок продолжится, уверены логисты и импортеры. Помимо перечисленных проблем скажется сезонный фактор. «Каждый год в зимний сезон ставки транспортных компаний начинают расти – рейсы становятся сложнее из-за сложных погодных условий, требуются специальные средства и затраты на борьбу со снегом и гололедом и т.д., а просто зимнее дизельное топливо дороже летнего», – объясняет сотрудник экспедиторской компании. Захарченко ждет роста вплоть до китайского Нового года, который будет отмечаться 17 февраля.

Рост расходов на доставку, конечно же, заметно отразится на цене товаров, предупреждают импортеры. Но цены подскочат еще сильнее, если в Россию перестанет проходить «карго», обеспечивающее продавцов на маркетплейсах дешевой одеждой, обувью, товарами для дома, гаджетами, признает владелец крупной внешнеторговой компании. «Я, как «белый» импортер, заинтересован в уходе этих мелких, но многочисленных конкурентов с рынка, но как потребитель понимаю, что за их счет у многих россиян была возможность дешево одеться и обуться», – объясняет он.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку