МОСКВА, 29 окт (Рейтер) - Второй по объемам нефтедобычи в РФ Лукойл не сможет быстро реализовать свои зарубежные активы и будет вынужден неоднократно продлевать лицензию на их продажу в Минфине США, считают аналитики и эксперты.
США ввели блокирующие санкции против двух крупнейших российских нефтекомпаний - Роснефти и Лукойла . Санкции предусматривают сворачивание до 21 ноября операции с Роснефтью и Лукойлом, а также с фирмами, где они контролируют половину.
Лукойл объявил о планах продажи зарубежных активов, сообщив, что при необходимости планирует подать заявку на продление срока действия лицензии для обеспечения бесперебойной работы этих активов.
По оценке аналитика Марка Шумилова из инвестбанка Ренессанс Капитал, зарубежные активы Лукойла с учетом возможного дисконта из-за санкций могут стоить $3-4 миллиарда.
«Ждать, что продадут все активы за один месяц, все идеально вернут и так далее, ну это, мне кажется, нонсенс... Не за один день продаешь такие большие активы», - считает Шумилов.
Он привел пример с Газпромнефтью, которая подпала под блокирующие санкции США в начале года, и от месяца к месяцу была вынуждены продлевать лицензию на продажу НПЗ NIS в Сербии.
Лукойлу принадлежат два НПЗ в Румынии и Болгарии, а также 45% в НПЗ в Нидерландах. Компания также участвует в проектах добычи и разведки углеводородов в 11 странах. В том числе, Лукойл входит в консорциум инвесторов газового проекта Шах-Дениз в Азербайджане, владеет правами на месторождение Западная Курна-2 в Ираке, ему принадлежит 5% в Тенгизшевройле, реализующем казахстанский нефтяной проект Тенгиз, а также 12,5% в Каспийском трубопроводном консорциуме, транспортирующем нефть из Казахстана.
Аналитики БКС подсчитали, что вклад зарубежных добывающих активов Лукойла в его показатель EBITDA составляет 12%, нефтеперерабатывающих - 5%.
Юрист из коллегии адвокатов Delcredere Артём Касумян считает, что, если расчеты по сделкам не осуществляются в долларах и если в них не участвуют американские лица, то формального требования для американской лицензии нет.
«В то же время, на практике такие масштабные сделки не будут совершаться без получения от OFAC (Минфина США) подтверждения, что в ответ на сделку не последуют вторичные санкции, так называемые comfort letters», - считает он.
Касумян также полагает, что лицензия может быть продлена или ее предмет может быть расширен, если, в первую очередь, США сочтут, что это отвечает их интересам. (Олеся Астахова, Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)