Но не только. Заодно автор утверждал, будто евреи якобы используют кровь мусульман для ритуалов в праздник Песах:
Евреи верили, согласно своей религии, что пить мусульманскую кровь раз в году было бы хорошо. Некоторые евреи покупали соответственно от 5 до 10 грамм мусульманской крови, которую они смешивали с водой в большой бочке и продавали как воду, соприкоснувшуюся с кровью мусульманина.
«Я безуспешно пытался им помочь»
Антисемитские настроения стали быстро распространяться на Кавказе, где были восприняты как официальная позиция властей. Горские евреи потребовали опровержения сначала на городском уровне, а не добившись успеха, направили делегацию сначала в столицу Дагестана — Махачкалу, а затем и в Москву, требовать аудиенции у высших государственных лиц.
За содействием в организации таких встреч они обратились к Илье Эренбургу.
«Осенью 1960 года ко мне неожиданно пришли четверо горских евреев и возмущенно рассказали, что в газете Буйнакского района появилась статья, критиковавшая разные религии. Обличая иудаизм, автор статьи утверждал, что набожные евреи подмешивают к питьевой воде немного мусульманской крови. Правда, два дня спустя в газете появилось опровержение, а месяц спустя редактора сняли за допущенную им „политическую ошибку“; но приехавшие в Москву делегаты горских евреев требовали, чтобы в газете была опубликована статья, опровергающая древнюю клевету — ритуальное употребление евреями крови инаковерующих. Я пробовал их успокоить, пытался (безуспешно) им помочь. Они прожили в Москве месяц, ходили всюду, куда могли; характер у них был пылкий и твердый. Ничего не добившись, они уехали. Тем временем выяснилось, что буйнакскую газету получали в одной из соседних стран, и злополучная статья была напечатана в некоторых газетах Запада».
Илья Эренбург в своих мемуарах, как обычно, неточен в деталях: опровержение последовало лишь после того, как на Кавказе замаячила реальная угроза народных волнений, и не ранее, чем московское начальство стало гасить международный скандал, разгоревшийся в связи с обнародованием на Западе статьи из «Коммуниста», свидетельствующей о преследовании евреев в СССР.
После этого от имени известных горских евреев в ЦК КПСС поступило письмо, опровергавшее тезис о государственном антисемитизме и дававшее отпор «клеветнической кампании, предпринятой реакционными кругами США» Подписи под обращением поставили колхозница, Герой социалистического труда и депутат Верховного совета ДАССР Гюльбоор Давыдова, писатель Хизгил Авшалумов, машинист дербентского паровозного депо Хануко Гадмилов, врач Буйнакской городской больницы Гиршун Бабаев, писатель Миши Бахшиев, председатель дербентского колхоза Шаботей Абрамов.
В итоге был уволен редактор газеты, наказаны руководители Буйнакского горкома КПСС и ряд чиновников. Тем не менее эхо дагестанских событий еще долго не стихало на Кавказе и в Средней Азии: «кровавые наветы», хотя и менее резонансные, были зафиксированы в Узбекистане (Маргелане и Ташкенте в 1961–1962 годах) и в Грузии (в Цхалтубо в 1963-м, Зестафони в 1964-м и в Кутаиси в 1965 году).
Подделки, подмены и просто ложь
Казалось бы, с тех пор прошло более полувека, и человечество должно было выучить этот урок. Однако механизм навета не исчез, но лишь сменил язык. Сегодня те же обвинения, направленные против евреев, маскируются под гуманитарные лозунги и звучат как «борьба с геноцидом», «осудить колониализм» или «остановить расизм». Разница лишь в том, что вместо слов «евреи убивают мусульман» теперь говорят «Израиль совершает преступления против человечности».
Разные формы навета сегодня обнаруживаются в самых разных сферах публичного и профессионального пространства. Вот лишь несколько проявлений:
В культурной сфере: в сентябре 2025 года фестиваль во Фландрии отказался от участия израильского дирижера Лахава Шани, объяснив это тем, что он «представляет Израиль».
В академическом пространстве: на кампусе Лондонского университета Сити профессор экономических наук, офицер запаса ЦАХАЛа, был публично назван «террористом» на студенческой акции и подвергся давлению за свое происхождение и службу.
В медиасфере: за время войны в Газе зафиксировано несколько случаев, когда кадры или сообщения, призванные дискредитировать Израиль, оказывались либо разного рода подделками, либо однобокой трактовкой, либо подменой — но даже после опровержений и доказательств обмана продолжали циркулировать в информационной среде. К примеру, по соцсетям разбежались изображения, подписанные как «дети, умирающие от голода в Газе» — а в действительности они не были связаны ни с Газой, ни с нынешним временем: то была фотография 2020 года, на ней был ребенок из Йемена, страдающий церебральным параличом.
Так многочисленные посты в соцсетях заявляли, что «почти 400 000 палестинцев пропали» в секторе Газы и приписывали эту статистику Гарвардскому университету. Но Гарвард никогда не публиковал таких данных. Использование авторитета университета и пугающая цифра без надлежащей проверки создает впечатление массового исчезновениялюдей по вине Израиля.
Фейковый скриншот якобы статьи израильской газеты The Times of Israel под заголовком «Протестующие против геноцида — это антисемиты» распространялся как доказательство, что израильские СМИ осуждают протесты. Однако публикация была подделкой. Подделка визуального медиаконтента, использование узнаваемого логотипа, чтобы легитимизировать ложное обвинение, дополнительно усиливает антиизраильскую атмосферу среди либеральных европейцев.
Более 3000 работников киноиндустрии подписали призыв бойкотировать израильские киноинституции, заявив, что израильтяне «соучаствуют в геноциде и апартеиде против палестинского народа».
Политкорректный антисемитизм
Схема за долгие годы не изменилась: есть обвиняемый народ, которому приписывают чудовищное злодеяние, и есть морально очищающийся обвинитель, якобы совершающий акт справедливости. Это не дискуссия и не критика, но ритуал морального самооправдания через демонизацию другого.
Современные версии древнего навета нередко звучат из университетских аудиторий, правозащитных организаций или парламентов, где антисемитизм облачается в форму политкорректного языка. Но суть прежняя: отрицание права евреев на нормальное существование, на государственность, на человеческую эмпатию.
История показывает: каждый раз, когда мир начинает говорить о евреях как об источнике зла, это заканчивается не разоблачением мифа, а новой трагедией. И потому напоминание о буйнакской статье 1960 года – не просто исторический эпизод, а предупреждение.
Навет, однажды произнесенный, живет дольше, чем эпоха, в которой он был написан.