Реализация плана Еврокомиссии по выдаче Украине репарационного кредита на 140 млрд евро за счет замороженных российских резервов застопорилась из-за позиции Бельгии. Руководители ЕК и бельгийского правительства встретятся в пятницу, чтобы обсудить требования последнего и попытаться разрешить противоречия, рассказали Politico два высокопоставленных чиновника ЕС.
Премьер-министр Барт Де Вевер опасается, что его страна может столкнуться с необходимостью вернуть России сумму, которую страны ЕС планируют передать Украине со счета Банка России в бельгийском депозитарии Euroclear. Несмотря на уверения ЕК, что возврат денег России будет возможен только в том случае, если та прекратит войну и выплатит Киеву репарации, на октябрьской встрече лидеров ЕС Де Вевер потребовал более твердых гарантий для защиты Бельгии от финансовых и юридических рисков.
Во-первых, Бельгия хочет устранить угрозу, связанную с возможностью Венгрии или другой страны наложить вето на санкции против России. Они продляются каждые полгода, и решение должно приниматься единогласно. Если этого вдруг не произойдет, санкции отменятся, что автоматически будет означать необходимость вернуть Москве ее активы.
Во-вторых, Бельгия хочет, чтобы другие страны ЕС разделили с нею риск, предоставив финансовые гарантии по кредиту на случай, если Россия прекратит войну и потребует вернуть активы или если ее юристы убедят суд в необходимости это сделать. ЕК уверяет, что вероятность выплаты может возникнуть только в том случае, если Москва компенсирует Украине нанесенный войной ущерб, и что страны ЕС гарантии предоставят. Но Бельгия хочет быть уверена в том, что такие выплаты будут произведены немедленно.
Комиссия предложила предоставить кредит тем странам, которые не смогут быстро перевести средства, но это увеличит их долг, что является непопулярной мерой для многих, включая Францию и Италию.
В-третьих, Бельгия призывает ЕК рассмотреть вопрос о выдаче гарантий по кредиту за счет нынешнего общего бюджета ЕС, а не национальных средств. У ЕК в бюджете есть деньги на экстренные выплаты, но неизвестно, достаточно ли их сейчас для предоставления таких обещаний. Кроме того, их нужно будет увязывать и со следующим семилетним бюджетом ЕС, который будет представлен только в 2028 году.
У Киева образуется огромная дыра в собственном бюджете, если финансовая помощь не подоспеет к весне 2026 года. ЕК планировала договориться со странами ЕС по репарационному кредиту до конца этого года, чтобы в начале следующего завершить подготовку к его выдаче. Кроме того, от действий ЕС может зависеть еще один кредит – от МВФ. Миссия фонда вскоре приедет в Киев, чтобы обсудить предоставление $8 млрд в течение трех лет; решение планируется принять в декабре.
Наличие репарационного кредита от ЕС показало бы МВФ и другим инвесторам, что Украина останется экономически и финансово состоятельной в ближайшие годы, говорят европейские чиновники.
Но без договоренности по репарационному кредиту на 140 млрд евро, которую теперь можно ожидать не ранее середины декабря, когда пройдет следующий саммит лидеров ЕС, правительствам придется раскошеливаться на поддержку Украины самостоятельно, предупреждает ЕК.
На встрече с представителями Бельгии она представит меморандум с альтернативными вариантами финансирования Украины, которые предполагают заимствования в ЕС, рассказали источники Politico. Есть надежда, что Де Вевер, который тоже не хочет наращивать долг, уступит, когда увидит, что других жизнеспособных вариантов нет.
Заместитель министра финансов одной из стран ЕС, выразив недовольство позицией Бельгии, сказал изданию:
Как мы возьмем 140 млрд евро из европейских бюджетов в это время года? Это невозможно.