Попавший под блокирующие санкции США «Лукойл» испытывает проблемы с работой своих зарубежных структур, рассказали Reuters знакомые с ситуацией источники.
По словам собеседников агентства, иракская государственная компания Somo отменила отгрузку трех партий нефти, добытой «Лукойлом» в рамках его доли на месторождении «Западная Курна-2», сославшись на опасения в связи с санкциями США и Великобритании. «Лукойл» владеет долей 75% в месторождении мощностью 480 тысяч баррелей в сутки, а остальная его часть принадлежит иракской North Oil Company.
По словам источников, отгрузка партий была запланирована на 11, 18 и 26 ноября.
Базирующаяся в Женеве Litasco, торговое подразделение «Лукойла», испытывает трудности с фрахтованием судов, поскольку британские судовые брокеры отказываются работать с компанией, утверждают источники Reuters. По их словам, Litasco также сократила штат из-за санкций.
В Финляндии, где «Лукойлу» принадлежит сеть АЗС Teboil, российская компания столкнулась с отказом банков обслуживать ее операции. В результате около тысячи работников и операторов заправочных станций Teboil могут потерять работу в ближайшие недели.
Зарубежная «нефтяная империя», которую собрал «Лукойл», включает НПЗ в Болгарии, Румынии и Нидерландах, сеть АЗС в Евросоюзе, а также мощности по добыче в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Ираке, Египте и ОАЭ, Латинской Америке, Западной и Центральной Африке. Все эти активы попали в «черные списки» американского Минфина, который дал «Лукойлу» месяц на то, чтобы от них избавиться, а его партнерам — чтобы закрыть все сделки.
Из-за санкций и вынужденной распродажи «Лукойл» может лишиться 15-17% всей добычи углеводородов: за рубежом он добывает 6,5% нефти и почти половину газа, согласно оценкам Альфа-банка. Иностранные НПЗ обеспечивают «Лукойлу» четверть совокупного объема нефтепереработки. Утрата иностранных активов «может оказать значительное влияние на финансовые показатели «Лукойла», предупреждал Альфа-банк.
«Лукойл» в конце октября сообщил, что принял предложение от международного сырьевого трейдера Gunvor о покупке зарубежных активов.
Генеральный директор Gunvor Торбьорн Торнквист в интервью Financial Times во вторник признал, что из-за санкции де-факто «вся международная деятельность „Лукойла“ парализована». «Никто не может проводить с ними операции. Под угрозой множество рабочих мест, а работа нефтеперерабатывающих мощностей может быть серьезно нарушена», — сказал Торнквист.