Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

МЭА увидело «значительный риск» для российской нефтедобычи из-за санкций

Алексей Андронов / ТАСС

Решение США, а также Великобритании ввести санкции против «Роснефти» и «Лукойла» «может иметь наиболее далеко идущие последствия для мировых рынков нефти», считают эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). Хотя экспорт из России пока идет более-менее прежними темпами, добычу она в этом году наращивает в 12,5 раз медленнее, чем Саудовская Аравия, при этом значительные объемы нефти остаются в танкерах, которые служат плавучими хранилищами, а не доставляют сырье покупателям.

Демонтаж глобальных цепочек создания стоимости «Роснефти» и «Лукойла» «создает риски, выходящие далеко за пределы российских границ», говорится в ежемесячном отчете МЭА. Последние ограничения США, которые в полной мере должны вступить в силу 21 ноября, «представляются более жесткими», чем предыдущие, о чем свидетельствует сокращение поставок российской нефти в Индию, отмечает МЭА.

Пока агентство сохранило прогноз по среднесуточной нефтедобыче в России на уровне 9,28 млн в текущем квартале и в следующем году – «до тех пор, пока не станет лучше понятно, какое влияние на нее оказывают контроль за соблюдением санкций и возможные пути их обхода». Тем не менее, МЭА видит «риск значительного снижения» оценки нефтедобычи в России из-за санкций США. О том, что добывать больше Россия уже не может, свидетельствуют данные о темпах увеличения производства в этом году, когда страны ОПЕК+ стали стремительно наращивать добычу. Если у Саудовской Аравии ее рост в январе-октябре составил 1,5 млн баррелей в сутки, то у России – всего 120 000 баррелей, поскольку «рост сдерживается санкциями и сложными условиями операционной деятельности», отмечает МЭА.

В Москве медленные темпы увеличения производства объясняли компенсацией: сейчас Россия добывает меньше квоты, поскольку ранее превышала ее. Но ее квота на октябрь с учетом таких компенсаций составляет 9,48 млн баррелей в сутки, указывает МЭА.

По данным агентства, в октябре Россия вывозила в общей сложности 7,4 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в сутки, что немного ниже, чем в сентябре. Снижение цен на российскую нефть, в том числе из-за ужесточения санкций, привело к падению доходов от ее экспорта до минимальных за последние пять месяцев $13,1 млрд.

За последние два месяца объем нефти, находящейся в танкерах, вырос на 194 млн баррелей, и Россия внесла значительный вклад в этот процесс, «поскольку покупатели оценивают риски несоблюдения санкционных требований и возможные обходные пути». В целом, доля санкционной нефти в этом объеме составила около 32%, по оценке МЭА.

Bloomberg дает еще бόльшую оценку по результатам опроса компаний Vortexa, Kpler и OilX, отслеживающих передвижение судов, – 40%. При этом накопление санкционной нефти от России, Ирана и Венесуэлы идет более быстрыми темпами, чем в целом. Даже самая низкая оценка в 20%, данная OilX, превышает совокупную долю этих трех стран в мировой добыче.

А среди них самыми быстрыми темпами нефть в танкерах складирует Россия, свидетельствует проведенный Bloomberg анализ данных о передвижении судов. С конца августа объем российской нефти, находящейся в танкерах, вырос на 9% – с почти 356 млн до 388,4 млн баррелей.

Аналитики Clarksons Securities объясняют:

Частично этот рост объясняется ужесточением западных санкций, в результате которых российская нефть застряла на судах и не может быть выгружена. Прежние ее покупатели закупают вместо нее нефть из стран Ближнего Востока и Атлантического бассейна.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку