В России могут резко увеличить штрафы за рекламу в Instagram и Facebook. Для граждан санкции предлагается повысить более чем в 30 раз — с 2–2,5 тыс. до 50–80 тыс. руб., для должностных лиц — с 4–20 тыс. до 80–150 тыс., а для юрлиц — с 100–500 тыс. до 0,5–1 млн руб. Это следует из законопроекта зампреда комитета Госдумы по безопасности Анатолия Выборного, с которым ознакомились «Известия». По данным издания, документ был направлен на отзыв в Верховный суд, Генпрокуратуру, Минюст и МВД.
В пояснительной записке к инициативе говорится, что текущие размеры штрафов «незначительны», поскольку рекламные доходы блогеров «многократно превышают размер наказания». В результате штрафные санкции должным образом не препятствуют размещению рекламы на запрещенных ресурсах. «Очевидно, что штраф в 2,5 тыс. руб. никого не останавливает — рекламу в запрещенных соцсетях блогеры по-прежнему размещают. Для них это символическая сумма по сравнению с доходом от интеграций, где фигурируют сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей», — прокомментировал свою инициативу Выборный.
Депутат напомнил, что в условиях информационной войны Запада против России запрещенные платформы активно используются для целенаправленного распространения дезинформации, экстремизма, ловушек мошенников, вербовщиков и антироссийской повестки. По его словам, блогеры, которые размещают рекламу в иностранных соцсетях, «сознательно или нет», обеспечивают «приток финансовых средств иностранным организациям, признанным экстремистскими и нежелательными в России». «Поэтому мы обязаны пресечь любое, даже косвенное финансирование таких структур», — заключил Выборный.
Ограничение на размещение рекламы в запрещенных соцсетях в России существует меньше трех месяцев — оно вступило в силу с 1 сентября 2025 года. Размер штрафов является стандартным для нарушений законодательства о рекламе. При этом штрафные санкции могут накладываться как на блогера, так и на рекламодателя. Несмотря на запрет, блогеры продолжают размещать рекламу в Instagram и Facebook. Часто такой контент размещается в сторис, которые исчезают через 24 часа, что дополнительно затрудняет контроль.
«Запретами сложно изменить реальные модели поведения: инфлюенсеры будут искать обходные форматы, уходить в нативные интеграции, работать через закрытые каналы, и реклама в зарубежных соцсетях все равно продолжит существовать просто в менее очевидных формах», — отметила секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова. По ее словам, вместо того, чтобы действовать через систему «штраф — страх», эффективнее было бы усиливать привлекательность отечественных платформ функционалом, аудиторией и монетизацией.