Главными бенефициарами войны стали самые бедные россияне, а пострадавшими – те, чьи доходы до войны были большими, следует из проведенного исследователями Центробанка анализа результатов всероссийского обследования финансов домохозяйств. Такие обследования проходят раз в два года.
Оно показало, что с 2022 по 2024 гг. реальные денежные доходы (с учетом инфляции) выросли у 65% семей, а у 26% сократились. При этом у 22% домохозяйств доходы увеличились на 50% и более, а у 19% – сократились минимум на 10%. Теперь аналитики ЦБ уточнили, кто преобладает в этих группах: «Наиболее значительный рост доходов наблюдался среди домохозяйств с более низкими доходами в 2022 г. Снижение доходов в реальном выражении (более чем на 10%) чаще испытывали достаточно обеспеченные домохозяйства».
Огромные военные расходы принесли в депрессивные регионы деньги, которые там давно не видели. На предприятиях ВПК резко выросло производство, многие стали работать в три смены – именно они развязали гонку зарплат, объяснял ассоциированный исследователь Центра Дэвиса в Гарварде Андрей Яковлев. Кроме того, наименее обеспеченные россияне охотнее заключали контракт с Минобороны и шли воевать.
Бедные люди, доходы которых подскочили, стали гораздо больше тратить. Аналитики ЦБ выявили существенный рост расходов именно среди таких домохозяйств. В этой группе «резко увеличился спрос на товары длительного пользования, а также среди них вырос процент домохозяйств с задолженностью по ипотечным кредитам», отмечают они. Насколько за два года выросли реальные совокупные расходы, напрямую зависели от темпов роста доходов домохозяйств. Расходы росли тем быстрее, чем ниже они были в 2022 г., то есть чем менее обеспечено домохозяйство.
Эти семьи не только тратили, но и сберегали. «У тех же домохозяйств существенно увеличились финансовые активы относительно низких показателей в 2022 г., то есть те домохозяйства, которые существенно повысили доходы, одновременно увеличивали и расходы, и сбережения». За два года медиана финансовых активов увеличилась в 6 из 7 групп по изменению реального дохода (лишь у тех, у кого он снизился на 3-10% она не изменилась), а больше всего – среди тех, чьи доходы выросли максимально. В этой группе значительно увеличились расходы, в том числе на недвижимость и товары длительного пользования, а также финансовые активы, отмечает ЦБ.
Профессор МГУ Наталья Зубаревич так описывала поведение семей с резко возросшими доходами: «Сначала закрываются кредиты, которых у вас не один и не два… улучшается текущее потребление, потом… появляется возможность купить по автокредиту автомобиль или взять ипотеку». О том же говорил руководитель Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников, по оценке которого «примерно 11% населения страны за два года утроили доходы».
Аналитики ЦБ не выявили явной связи между закредитованностью и изменением дохода. Обязательства выросли как у семей с наиболее высокими, так и наиболее низкими темпами роста доходов, а доля домохозяйств, которые обращались за кредитами, сократилась во всех группах. Разве что те, у кого реальные подушевые доходы снизились или выросли незначительно, были осторожнее с заимствованиями. В таких группах доли домохозяйств, имеющих обязательства, сократились более заметно, а долги в реальном выражении не увеличивались.
Аналитики ЦБ опасаются, что бурный рост доходов сыграет с людьми злую шутку. Группа с наибольшим ростом доходов наиболее оптимистична в своих ожиданиях о своем будущем материальном положении. Во всех группах преобладают ожидания, что их материальное положение в следующем году не изменится (65-71%), но среди тех, чьи доходы выросли более, чем на 50%, максимальная уверенность в улучшении материального положения в следующем году (21%) и минимальные опасения насчет их ухудшения (10%). В других группах улучшения ждут 12-17%, ухудшения – 16-18%.
Уверенность растет тем сильнее, чем быстрее растут доходы, отмечает ЦБ и предупреждает, что такой рост оптимизма, основанный на прошлом росте доходов, «может нести в себе риски ошибок в принятии решений о расходах, сбережениях и кредитах».
Рост реальных зарплат уже замедляется, следует из данных Росстата: за восемь месяцев они прибавили в годовом выражении 4,4% по сравнению с 9,1% январем-августом 2024 г. Но реальные располагаемые денежные доходы населения пока растут прежними темпами: 9,2% за январь-сентябрь против 8,8% годом ранее.