Россиян могут обязать платить 750 рублей при покупке смартфонов и 1500 рублей — ноутбуков. Такой размер нового налога — «технологического сбора» предложил Минпромторг, сообщили «Ведомостям» в российских компаниях — производителях электроники. По словам собеседников издания, сбор будет взиматься независимо от цены или места производства смартфонов и ноутбуков. В то же время близкий к правительству источник издания уточнил, что окончательное решение по тарифам «техсбора» еще не принято, а их размер может поменяться.
Представитель Минпромторга отказался комментировать конкретные предложения по тарифам. Он отметил, что на первом этапе сбор планируется взимать с готовой электронной аппаратуры, что позволит запустить механизм. На втором этапе сбор будет распространен на электронные компоненты и модули. Закон о «техсборе» за ввоз или производство электронной продукции на территории России Госдума приняла в третьем чтении 20 ноября 2025 года. Он должен вступить в силу с 1 сентября 2026 года. Сбор будут обязаны уплачивать юрлица и ИП, занимающиеся ввозом или производством электронной продукции и ее компонентов.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что перечень промышленной продукции и ее компонентов, которые подпадают под «техсбор», будет устанавливать правительство. Максимальный размер сбора не превысит 5 тыс. руб. за компонент или единицу продукции. По данным источника «Ведомостей», собранные средства с большой долей вероятности будут аккумулироваться в Фонде развития промышленности (ФРП). Оттуда их начнут распределять на приоритетные программы поддержки радиоэлектронной и микроэлектронной отраслей. При этом в Минпромторге отметили, что окончательного решения по поводу оператора сбора не принято.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов ранее говорил, что бюджет может получить около 218 млрд руб. от «техсбора» в 2026–2028 годах. Глава Минфина Антон Силуанов, в свою очередь, заявил, что само по себе введение сбора не повлияет серьезно на потребительские настроения, «но создаст хороший задел» для решения задач «технологического суверенитета».