Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Продажи автомобилей в России рухнули почти на четверть из-за повышения утильсбора

Дилеры до сих пор распродают прошлогодние стоки
Дилеры до сих пор распродают прошлогодние стоки Юрий Смитюк / ТАСС

Российский автомобильный рынок стал полностью зависим от графика повышения утилизационного сбора. Перед ним спрос на машины резко растет, после чего обваливается.

В ноябре продажи новых легковых автомобилей в России рухнули на 23% до 127,9 тыс., подсчитало аналитическое агентство «Автостат» на основе данных о регистрациях автомобилей. А вот по сравнению с ноябрем-2024, когда рынок был в шоке от повышения утильсбора на 70-85%, продажи выросли на 5%. Ноябрьский рост – первый в 2025 г. в годовом выражении, а по итогам 11 месяцев рынок в большом минусе: продажи отстают от прошлогодних на 18%.

Эксперты «Автостата» считают результаты ноября эффектом повышения утильсбора. Изначально правительство планировало ввести новый порядок его начисления с 1 ноября, но потом перенесло на месяц, чтобы все, кто заранее заказал себе автомобиль, успели ввезти его по старым расценкам, объяснял в Минпромторг. Пик ввоза как раз пришелся на октябрь, а в ноябре ощущались уже его отголоски.

С этого месяца утильсбор рассчитывается с учетом мощности автомобиля, и на машины с двигателями от 1,6 литра будут действовать повышающие коэффициенты. Но, главное, на такие иномарки больше не будет действовать льготный утильсбор для физлиц, которые ввозят машину для личного пользования. До декабря они платили всего 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль, а теперь приходится платить по коммерческим расценкам. В результате утильсбор за новый BMW X3 составит 952 тыс. рублей, Toyota Rav 4 – 2 млн рублей, BMW X5 – 2,8 млн.

С нового года эти ставки, как все остальные, будут проиндексированы еще на 20%, график повышения расписан до 2030 г.

Под видом автомобилей для личного пользования в Россию попадали иномарки для коммерческой продажи, говорил драконовские меры министр промышленности Антон Алиханов. А отмену льготного утильсбора только на мощные автомобили, он объяснял соображениями справедливости: такие машины обычно более дорогие.

Из-за стремления россиян ввезти в страну как можно больше иномарок, доля лидера рынка новых автомобилей, российской Lada заметно сократилась. В прошлом году на нее приходилось более 30% продаж, а в этом – только 21% или 27,4 тыс. автомобилей (минус 27% к прошлому ноябрю), подсчитал в «Автостат». При этом продажи Toyota, которая лидирует среди неофициально поставляемых в Россию автомобилей, в ноябре составили 3,97 тыс. машин, что более чем вдвое 109% больше, чего годом ранее, сообщил гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. По его расчетам, за 11 месяцев ее продажи выросли по сравнению с прошлым годом на треть, до 25,4 штук.

В декабре продажи еще обвалятся, ожидают автодилеры. Машины подорожают, а отложенный спрос реализовался перед повышением утильсбора, объясняют они свои опасения. Рынок теперь во многом регулируют не рыночные факторы, а действия властей, говорил Целиков аналитикам.

При этом, несмотря на осеннее оживление рынка, дилеры до сих пор распродают прошлогодние стоки, добавляет Целиков. По оценке «Автостата», каждая пятая проданная в ноябре машина была выпущена в 2024 или даже в 2023 году. По итогам 11 месяцев на такие машины пришлась половина из реализованных в стране 1,19 млн автомобилей.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку