МОСКВА, 4 дек (Рейтер) - Казахстан снизил добычу нефти и газоконденсата в начале декабря на 6% к среднему значению ноября до 1,9 миллиона баррелей в сутки после повреждения инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в результате атаки беспилотников в конце прошлого месяца, показали расчеты Рейтер на основе данных источника, знакомого с ситуацией.
Пресс-служба Минэнерго Казахстана оперативно не ответила на запрос Рейтер об объеме производства нефти в декабре и планах диверсификации сырья.
В четверг вице-министр энергетики Ерлан Акбаров сообщил, что экспорт казахстанской нефти по системе КТК идет без ограничений.
КТК, через который идет более 80% экспорта нефти Казахстана, в субботу сообщил о приостановке работы, так как одно из выносных причальных устройств (ВПУ) на его черноморском терминале было повреждено ударом беспилотника. В понедельник КТК возобновил отгрузку нефти с одного из трех ВПУ.
Консорциум рассчитывает восстановить объемы экспорта досрочно, 7-10 декабря, завершив плановый ремонт ВПУ-3, начатый в середине ноября, говорят источники Рейтер.
Казахстан в декабре перенаправляет экспортные потоки нефти на альтернативные маршруты, но, по оценке источников, возможности вывоза сырья из Казахстана, не имеющего выхода к морю, ограничены, поскольку трубопроводная система России перегружена после неоднократных ударов беспилотников по ее НПЗ и экспортным объектам.
Казахстанские производители увеличат на 60.000 тонн экспорт нефти в декабре по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), однако объемы поставок по этому маршруту ограничиваются возможностью перевалки в порту Актау и требованиями к качеству нефти Azeri BTC в БТД.
Казахстан также экспортирует нефть под брендом KEBCO в российские порты Новороссийск, Усть-Луга и по трубопроводу Дружба в Германию, но эти маршруты предлагают более низкую маржу и зависят от пропускной способности трубопроводного оператора Транснефть.
По нефтепроводу Атасу-Алашанькоу нефть в Китай поставляется в среднем по 85.000-86.000 тонн в месяц, при этом с каспийских месторождений сырье по этому маршруту не экспортируется.
По информации трейдера, государственная нефтетранспортная компания Казтрансойл (КТО) способна хранить в своей системе дополнительные 100.000 тонн нефти, в то время как погрузка на терминале КТК может снизиться на 900.000 тонн за неделю при работе через один ВПУ.