Высокие процентные ставки и торможение экономики привели к первому за пять лет падению инвестиций. В III квартале они сократились на 3,1% в годовом выражении, сообщил Росстат. Последний раз такое было в III квартале 2020 г., когда падение инвестиций составило 5%, по данным Росстата.
По итогам девяти месяцев инвестиции пока в плюсе, но всего на 0,5%. Минэкономразвития в конце сентября прогнозировало, что по итогам года они вырастут на 1,7%, а в следующем сократятся на 0,5%. Но падение началось раньше.
Минэкономразвития объясняет падение инвестиций их бурным ростом в предыдущие годы. В 2024 г. они увеличились на 7,4%, а накопленный за 2021-2024 гг. прирост составил 36,6%, отмечалось в его прогнозе. Впрочем, качество этих инвестиций было крайне низким, показал анализ близкого к властям аналитического центра ЦМАКП.
Сейчас практически ничего не располагает к росту вложений в основной капитал. Главный источник инвестиций – собственные средства компаний, но их прибыли падают: в январе-сентябре они были на 7,7% меньше, чем годом ранее, а с учетом инфляции реальный спад составляет почти 15%.
Государство на фоне рекордного дефицита бюджета (последний прогноз – 5,7% по итогам года, или 2,6% ВВП) также сокращает инвестиции. По данным Росстата, доля госсредств в инвестициях сократилась с 14,7% в январе-сентябре 2024 г. до 12,9%, в том числе федерального бюджета с 7,1% до 5,8%.
Процентные ставки запретительно высокие: по расчетам ЦМАКП, рентабельность в большинстве отраслей промышленности в этом году меньше, чем ставки по кредитам и доходности ОФЗ, безрискового способа хранения денег. Это лишает инвестиции смысла, отмечали эксперты центра. Сейчас выгоднее не развивать производство, а держать деньги на депозитах или в облигациях, это отразились на инвестиционной активности, отмечает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Руководители Сбербанка Герман Греф и Россельхозбанка Борис Листов летом отмечали, что в этом году компании перестали обращаться за деньгами на новые инвестиционные проекты, и госбанки лишь финансируют уже начатые.
Резкое торможение экономики из-за затянувшегося периода высоких ставок вкупе с несбывшимися надеждами на окончание войны создали новый барьер для инвестиций – полную неопределенность экономической ситуации. Предприятия, которые каждый месяц опрашивает Центробанк, в этом году ставят ее на первые строчки среди факторов, сдерживающих инвестиционную активность. В ноябрьском опросе неопределенность была на втором месте, уступая только «недостатку собственных средств для финансирования инвестиций». Компании отдают на процентные платежи уже 39% EBITDA, оценивал ЦМАКП.
Руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама» Ольга Беленькая объясняет снижение инвестиционной активности длительным периодом высоких процентных ставок и снижением обеспеченности предприятий собственными средствами, а также высокой неопределенностью. В условиях снижения спроса и жесткой денежно-кредитной политики компании оптимизируют расходы и сокращают инвестиции, считает экономист Дмитрий Полевой. В условиях снижения прибылей следующими на очереди будут расходы на труд, полагает он.
Предпосылок для изменения ситуации не видно. Центробанк планирует продолжить снижение ставки, но обещает делать это «аккуратно». Запланированные на следующий год расходы бюджета 44,1 трлн руб. в реальном выражении ниже, чем в этом году (42,3 трлн). Неопределенность сохранится до окончания войны.
Стоимость банковского кредитования в 2026 г. останется на «инвестиционно непригодных» уровнях, уверены эксперты Института Гайдара. Торможение экономики, сжатие спроса и смещение его в сторону более «дешевого» ассортимента, возросшие расходы на обслуживание долгов и возможность частичного переноса убытков (которые в этом году сильно выросли), перечисляют они факторы, которые усилят давление на прибыль прибыльных организаций, а также на снижение инвестиций даже по сравнению с 2025 г.