Франция является держателем второй по величине суммы замороженных активов Банка России, но не сообщает коллегам по Евросоюзу, где именно размещены эти средства. Между тем, Еврокомиссия включила в свой план репарационного кредита Украине 25 млрд евро, находящиеся за пределами бельгийского депозитария Euroclear.
Из этой суммы практически все деньги находятся в коммерческих банках Франции и Бельгии, рассказали Financial Times несколько человек, знакомых с ситуацией. По словам четырех из них, порядка 18 млрд евро Банка России заморожены во французских банках; еще где-то 7 млрд евро, говорят два источника, размещены в бельгийских. В других странах ЕС заморожены «копейки», например, в Германии – 200 млн евро, на Кипре – менее 100 млн евро.
Французские власти хранят в секрете, в каких именно банках находятся средства, сколько процентов по ним набежало и прочие детали, ссылаясь на банковскую тайну. «Это чувствительная для рынка информация — все равно, как если бы врачи публично обсуждали здоровье пациентов», — пояснил FT представитель ЕК Олоф Гилл. Три источника газеты, знакомых с ситуацией, предполагают, что основная часть денег находится в крупнейшем банке страны, BNP Paribas.
Его подразделение, BNP Paribas Fortis, также является крупнейшим банком Бельгии. В семи ведущих банках двух стран FT отказались предоставить комментарии.
Французские чиновники, поддерживая идею репарационного кредита Украине, выступают против использования средств, замороженных в коммерческих банках, пишет FT, указывая на разные условия договоров у них и Euroclear. В депозитарии хранятся ценные бумаги, приобретенные Банком России, но Euroclear юридических не обязан перечислять ему доход, полученный от инвестирования денежных средств, появившихся в результате погашения этих облигаций и выплат купонов по ним.
Между тем, частные банки традиционно обязаны вернуть вкладчику не только основную сумму, размещенную на депозите, но и все наросшие проценты.
Согласно плану ЕК по репарационному кредиту, ЕС гарантирует выплату любых процентов, причитающихся Банку России «по условиям соответствующих договоров», в случае разморозки резервов. ЕК, правда, поставила условием возврата активов выплату Москвой репараций Украине за нанесенные вторжением разрушения и ущерб, что представляется маловероятным.