Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«По-настоящему отрицательный рост». Самарский губернатор констатировал обвал производства на «АвтоВАЗе»

Peter Kovalev/TASS

Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» в этом году демонстрирует «по-настоящему отрицательный рост», заявил губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев на «Прямой линии» с жителями региона.

«Предприятие уже несколько лет находится в низком тренде рынка, то есть у нас рынок, к сожалению, последние несколько лет отрицательный в связи с некоторыми экономическими явлениями. Поэтому здесь, как и в прошлом году, мы точно понимаем, что это будет не положительный рост, а отрицательный», — заявил Федорищев.

При этом он добавил, что экономика Самарской области «очень адекватно выстояла» перед вызовами и «растет». «Видите, что санкции, которые наши партнеры пытались против нас как такое некое экономическое оружие вести, они не работают», — сказал Федорищев.

В изначальный производственный план на 2025 год «АвтоВАЗ» закладывал выпуск 456 тысяч машин, но впоследствии снизил его на 40%, до 274 тысячи. Из-за обвала продаж Lada, который, по данным «Автостата», достиг 25% год к году, завод в Тольятти перешел на 4-дневный график, сократил количество смен с трех до одной, а также урезал зарплаты рабочим — с 70 тысяч рублей в месяц до 40 тысяч.

Согласно социально-экономическому прогнозу администрации Тольятти, в 2026-м выпуск автомобилей на предприятии может снизиться еще на 3,3% — до 265 тысяч машин.

В целом по России производство автомобилей в 2025 году обвалилось на 46%, согласно статистике Росстата за октябрь. В результате автопром вернулся к худшим значениям 2022 года, когда из-за массового ухода западных концернов выпуск автомобилей в стране рухнул до уровней Советского союза начала 1970- — 450 тысяч единиц в год.

К середине прошлого года выпуск машин достиг 80% от досанкционного уровня, но теперь снова составляет лишь 50%, указывает Янис Клюге, научный сотрудник германского Института проблем международной безопасности. Продажи новых машин сократились в 2–2,5 раза относительно первой половины 2010-х годов, поскольку автомобиль стал менее доступен для россиян, говорит директор по развитию автомобильного маркетплейса FRESH Юрий Чистов: «Никаких явных сигналов того, что покупательская способность населения увеличится в ближайшие год или два, нет. В этом году сложился почти идеальный шторм».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку