Санкции США против «Роснефти» и «Лукойла», а также удары Украины по российским НПЗ и портовой инфраструктуре привели к падению экспорта нефти и цен на нее. Вывоз нефтепродуктов тоже сократился. В результате, по подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), доходы России от продажи за рубеж нефти нефтепродуктов сократились в ноябре на $3,59 млрд по сравнению с тем же месяцем 2024 года (почти на 25%), составив $10,97 млрд.
Это минимальный уровень с момента российского вторжения в Украину в 2022 году, отмечает МЭА в ежемесячном отчете. По сравнению с октябрем совокупный среднесуточный экспорт нефти и топлива сократился на 420 000 баррелей до 6,86 млн баррелей, поскольку покупатели оценивали последствия санкций и связанные с ними риски. Чтобы продолжать приобретать российскую продукцию в такой ситуации, покупатели требовали дополнительные скидки, из-за этого цена сорта Urals упала на $8,2 до $43,52 доллара за баррель.
Последствия были и у украинских ударов по нефтяной и экспортной инфраструктуре. Аналитики МЭА указывают:
Примечательно, что совокупный морской экспорт по Черному морю сократился на 42% до 910 000 баррелей в сутки вследствие недавних атак Украины на суда теневого флота и [энергетические] объекты.
Украина расширяет военную кампанию против российской нефтяной отрасли. Бомбардировкам теперь подвергаются не только нефтеперерабатывающие заводы, но также портовые терминалы и причалы, где проводится погрузка. Состоялась череда атак на танкеры, в основном в том же Черном море, когда они шли в Новороссийск за партиями нефти. О последней такой атаке стало известно вечером в среду.
Кампания может распространиться и нефтяные промыслы. В четверг Bloomberg сообщил об атаке дронов на платформу «Лукойла», ведущую добычу в Каспийском море.
По данным МЭА, среднесуточная нефтедобыча в России упала в ноябре до 9,03 млн баррелей с 9,24 млн месяцем ранее. Это примерно на 500 000 баррелей ниже ноябрьской квоты ОПЕК+.
До недавнего времени Россия могла отгружать и вывозить практически любые объемы, главная проблема была в том, чтобы найти покупателей, сказал Financial Times Дэвид Уэч, главный экономист Vortexa. Но в конце года украинские атаки угрожают подорвать эту способность, признал он.
Атаки также увеличивают надбавки за риск, российским компаниям приходится больше платить и за танкеры, и за страховки. Это происходит на фоне и без того напряженной ситуации на танкерном рынке, где «в море находится беспрецедентное количество нефти», указывает Уэч. Проблемы с поиском покупателей и увеличение сроков доставки, в ходе которой зачастую приходится перегружать нефть в море, чтобы скрыть ее происхождение, привели к тому, что Россия использует все больше танкеров в качестве плавучих хранилищ.
За осень объем нефти, находящей в танкерах теневого флота, увеличился более чем на 20% и достиг рекордных 182 млн баррелей, а время судов в пути до китайских портов выросло в полтора раза, подсчитал Bloomberg.
Нехватка свободных танкеров, ведущая к росту ставок фрахта, увеличение логистических расходов, ущерб инфраструктуре из-за украинских атак и сложности из-за санкций ведут к снижению доходов России, которой к тому же приходится продавать свою продукцию с дополнительным дисконтом, резюмирует Уэч:
Чтобы [российская нефть] оставалась конкурентоспособной, необходимо предлагать скидки покупателям... и при этом расходы на логистику [у России] гораздо, гораздо выше, чем у любого другого участника рынка.
Истощение основного источника доходов России происходит на фоне сохраняющихся на гигантском уровне военных расходов. За первые девять месяцев года они составили рекордные 11,854 трлн рублей, увеличившись на 30%, или 2,763 трлн рублей, по сравнению с тем же периодом 2024 года.