Бурятия – небольшой по численности российский регион на границе с Монголией – 4 апреля находилась на восьмом месте по числу зараженных коронавирусом. Там было обнаружено 35 заболевших. Причем только за последние сутки прирост составил 13%.
Нельзя сказать, что жители приграничной территории не ожидали прихода коронавируса в регион. В марте местные СМИ писали, что из-за близости китайской границы рассчитывать на то, что заражение минует республику, явно не стоит.
Однако в итоге коронавирус пришел на территорию совсем с другой стороны. Первым заболевшим, о котором стало известно, оказался владелец крупной торговой сети «Титан», миллиардер, депутат городского совета Улан-Удэ Вадим Бредний. По сообщениям местных СМИ, он вернулся в Бурятию из Москвы 12 марта. 20 марта он обратился в военный госпиталь с плохим самочувствием. 26 марта у него был диагностирован коронавирус.
По данным местного Роспотребнадзора, с момента возвращения в Москву, Вадим Бредний и его жена Раиса успели вступить в прямой контакт с 232 людьми. Вернувшись из столицы, они ездили в рабочие поездки, провели мероприятие с блогерами, а Вадим Бредний даже успел провести встречу с избирателями на своем округе.
Появившись в СМИ, эта информация буквально взорвала местные соцсети. Люди активно начали писать посты о безответственных богачах, которые вернулись в Бурятию для того, чтобы заражать простых людей.
«Считаю, верхом безответственности съездить в очаг пандемии и (после этого – MT) контактировать с большим количеством людей. Конечно же никакой ответственности они не понесут. Они же «важные шишки», – пишет пользователь социальной сети ВКонтакте Раиса Хубитуева в популярном местном паблике «Злой Улан-Удэ». Ее пост быстро набрал более 400 лайков. Притом, что в среднем публикации в этом сообществе набирают 30-100 положительных оценок. В том же посте она предлагает бойкотировать продуктовую сеть магазинов «Титан», и получает широкую поддержку комментаторов.
«У меня просто зла не хватает. Дочь работает в инфекционке. Её уже неделю нет дома. Их оттуда не выпускают, и не выпустят, пока всех не вылечат. Ходят в специальных костюмах и респираторах. Спят и едят там же. А дома два ребёнка маленьких ждут и спрашивают, где мама. А глава Цыденов (руководитель Бурятии – прим. MT) вместо того, чтобы наказать Бредних, еще и благодарит их. За что? За то что они заразу к нам привезли? За то, что простые люди страдают?», – написал другой пользователь в том же паблике и набрал беспрецедентные для этого сообщества 1200 лайков.
Тогда же по соцсетям начали распространяться слухи о том, что в Москву Вадим и Раиса Бредни прибыли из Европы. А значит по закону они были обязаны уйти на 14-дневней карантин. Так, блогер Баир Базаров (в друзьях более 9 тысяч пользователей) в социальной сети «Вконтакте» утверждает: «Приехали 12 марта из Европы и не пошли на карантин, не уведомили врачей. Дикая безответственность для людей их положения». Подобные сообщения начали распространять и другие сообщества.
Семье Бредний пришлось реагировать на эти сообщения уже из госпиталя. 27 марта Раиса Бредний опубликовала скриншот своего загранпаспорта, по которому видно, что в Европе она и ее муж последний раз были в феврале. «Да, мы были за границей в Германии, в Дюссельдорфе 17 февраля, когда никаких ограничений не было», – написала она в сопроводительном посте.
Однако волна народного гнева и не думала останавливаться. 28 марта местные СМИ сообщили о том, что коронавирусом заболел известный бурятский фотограф Алексей Зубарев. Почти мгновенно журналистка Евгения Балтатарова опубликовала в своем телеграм-канале фотографию, на которой Зубарев стоит рядом с Вадимом Бреднием. После этого люди начали писать, что фотографа заразил именно предприниматель.
30 марта Раиса Бредний пишет новый пост. «Не добьетесь, кто хочет сделать больно. Мне, которая заразила своих детей, они тут лежат со мной и все это терпят. Мне, которая ждет результат каждого теста друга, сотрудника, собеседника. Мне, ходящей в ведро с хлоркой в туалет. Мне, мечтающей сходить в душ. Лежащей под капельницей с антибиотиками, от которых болит голова и тошнит», – пишет она в Instagram, обращаясь к своим критикам.
Лечение в VIP-палате
Ухватились недоброжелатели и за другую историю, связанную с болезнью четы предпринимателей. Местные СМИ сообщали, что 20 марта (еще до того, как стали известны результаты анализов из Новосибирска, но уже после того, как предприниматель почувствовал себя плохо) Вадим Бредний обратился за лечением в особый военный госпиталь, где лежал в отдельной VIP-палате. Причем, по сообщениям СМИ, этот госпиталь не был пригоден для изоляции больных коронавирусом. 26 марта стало известно, что всех пациентов госпиталя срочно распускают по домам.
31 марта представители военного госпиталя подтвердили The Moscow Times, что лечебное заведение находится на карантине. Однако отвечать на остальные вопросы не захотели, предложив написать запрос пресс-атташе восточного военного округа в Хабаровск. Получить ответ оттуда за двое суток The Moscow Times так и не удалось.
В тот же день The Moscow Times удалось связаться с дочерью предпринимательской четы 27-летней Дианой Бредний. По ее словам, она также заразилась коронавирусом и находится в инфекционной больнице в одной палате с сестрами и своей матерью – Раисой Бредний. В начале она согласилась поговорить, попросив заранее выслать список вопросов. Однако затем от разговора отказалась, сославшись на то, что ей запретил отец. «Папа в реанимации и он против публикаций на эту тему, к сожалению. Я не могу пойти против его воли», – сообщила она.
Поговорить с The Moscow Times согласился депутат городского совета Улан-Удэ, состоящий во фракции «Единая Россия» Сергей Бурдиков. Ранее он публично выступил в защиту четы Бредний. Бурдиков заявил, что их стоило бы поблагодарить, ведь они «первыми нашли мужество рассказать о своей болезни». В разговоре с The Moscow Times он отметил, что люди охотно распространяют фэйки о Бредниях, потому что на этом можно получить много лайков. В качестве примера он привел историю о том, что они прилетели в Москву из Европы. «Сочинялись целые истории о том, что Вадим подарил своей супруге на 8 марта поездку на Куршевель. И люди охотно в это верили», – говорит он.
Другой влиятельный заступник четы Бредний – это руководитель Бурятии Алексей Цыденов. 25 марта он поблагодарил Раису Бредний за то, что она «ответственно подошла к происходящему и сама сдала анализы». Его заявление прозвучало еще до того, как в Новосибирске подтвердили, что четы Бредний заражены коронавирусом. После того как в соцсетях началась массовая кампания против семьи предпринимателей, Цыденов ситуацию больше не комментировал. В пресс-службе главы республики сказали, что попробуют уточнить, изменилась ли его позиция с тех пор. Однако затем отказались от комментария.
Наконец, еще одним влиятельным заступником предпринимательской семьи стал архиерей Русской православной церкви, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов). «Пока ты здоров, приносишь пользу обществу, занимаешься благотворительностью: почет тебе и уважение. Чуть что не так, приболел ли ты или ещё что-то: камни в тебя и всякие нечистоты в твой адрес», – написал он на своей странице в Facebook, пожелав здоровья чете предпринимателей.
По словам бурятской журналистки Евгении Балтатаровой, митрополит защищает предпринимателей не просто так. «Они – одни из ключевых жертвователей на строительство храмов в республике», – рассказала она The Moscow Times.
В митрополии регулярной помощи со стороны четы Бредний отрицать не стали. «Раиса Иннокентьевна (Бредний) действительно входит в попечительский совет нашего женского монастыря и помогает ему», – подтвердила The Moscow Times пресс-секретарь епархии Марина Алисова.
Однако, по ее словам, поддержка со стороны митрополии связана не с этим. «Мы действительно считаем, что они поступили ответственно, не стали прятать свою болезнь. У них было достаточно денег, чтобы проплатить кому надо, скрыть наличие коронавируса, а свое недомогание выдать за ОРВИ», – говорит она. По ее словам, в Москву из Бурятии ездят многие, но семья Бредний стала первой, кто не побоялся заявить о своей болезни.
По словам журналистки Евгении Балтатаровой, многие влиятельные люди защищают предпринимателя, потому что находятся в хороших личных отношениях с ним. Так, депутат Сергей Бурдиков подтвердил The Moscow Times, что дружит с Вадимом Бредним уже 20 лет.
Однако в глазах простых людей вся эта история начинает приобретать классовый характер, считает Балтатарова. Люди видят, что элиты защищают своего. «И в них срабатывает классовая ненависть», – завершает она.
Классовая ненависть шагает по России
Случаи, подобные бурятскому, в марте в России встречались повсеместно. Так, по сообщениям местных СМИ, с травлей столкнулись первые заболевшие в Башкирии, которые вернулись в республику из круизного путешествия по Европе. Травить в соцсетях начали и «нулевого пациента» в Ульяновской области. Им оказался сын депутата местного парламента. Он вернулся в страну из Англии.
Коронавирус максимально наглядно показал раскол российского общества, считает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Этот раскол проходит по линии тех, кто может себе позволить летать в Европу, и тех, кто не может. Вирус только усилит неприятие между ними», – рассказал Макаркин The Moscow Times.
Он полагает, что текущая ситуация изменит поведение российской элиты. «Конечно, от полетов на Запад никто не откажется. Но теперь это придется делать более осторожно, постоянно отслеживая сообщения эпидемиологов», – говорит он.
Пандемия коронавируса обострит социально-политическую обстановку в России, полагает бывший сотрудник российского правительства, а ныне независимый политолог Аббас Галлямов. «Самые сильные из ныне имеющихся социальных разломов – это противоречия между правящими элитами и рядовыми обывателями; богатыми и бедными; центром и регионами. Вирус будет способствовать их углублению», – считает он.