Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Анализ: чеченцы и беспорядки во Франции

Напряженность между чеченской диаспорой и местными жителями в Дижоне привела к столкновениям, в ходе которых было ранено шесть человек.
Напряженность между чеченской диаспорой и местными жителями в Дижоне привела к столкновениям, в ходе которых было ранено шесть человек. Филипп Демазес / AFP / ТАСС

В выходные в восточном французском городе Дижон вспыхнули беспорядки с участием молодых чеченцев.

Поздно вечером в понедельник там была развернута французская полиция, чтобы восстановить порядок после погромов. В них обвиняется местная чеченская община, члены которой таким образом пытались отомстить за нападение на подростка-чеченца.

Вот краткий обзор истоков конфликта, а также чеченской диаспоры во Франции:

Что вызвало волнения?

— Источники в полиции сообщили, что беспорядки начались после того, как 10 июня было совершено нападение на 16-летнего члена чеченской общины.

— Французские СМИ сообщили, что нападение было совершено местными торговцами наркотиками. Пользователи социальных сетей правых политических взглядов считают предполагаемыми виновниками нападения членов алжирской наркомафии. Члены чеченской диаспоры идентифицировали их только как «дилеров Магриба».

— Местная пресса объясняет причину насилия «напряженностью в отношениях между чеченской и магрибской общинами», имея в виду выходцев из широкой полосы северо-западной Африки, в которую также входят Алжир и Марокко. 

— Владислав Давидзон, главный редактор украинского журнала The Odessa Review, который связан с чеченской диаспорой во Франции, охарактеризовал противоборствующую сторону как «смесь алжирских иммигрантов и коренных французских граждан арабского происхождения», причастных к торговле наркотиками. По его словам, напряженность в отношениях между сторонами нарастала уже давно.

— Местный префект сказал, что насилие «было выяснением отношений между членами чеченской общины во Франции и жителями страны».

Что случилось? 

— Начиная с пятницы, представители чеченской диаспоры три ночи подряд устраивали так называемые «рейды наказания», пытаясь отомстить за нападение, при этом многие люди использовали бейсбольные биты, сообщили источники в полиции.

— Полиция сообщила, что вечером в субботу около 50 чеченцев проникли в неспокойный район Грезиль, где проживает большое сообщество людей северо-африканского происхождения. Выстрелом из огнестрельного оружия был тяжело ранен владелец пиццерии.

— Еще больше людей, около 200, вошли в Грезиль поздно вечером в воскресенье, проявляя насильственные намерения.

— Ранним вечером в понедельник около 150 человек, некоторые из которых были в капюшонах и вооружены, снова собрались в Дижоне. Они поджигали мусорные баки и сожгли автомобиль. Некоторые также стреляли в воздух, сообщили AFP источники в полиции. 

— Шесть человек получили ранения во время трех инцидентов подряд, но никто еще не был арестован, сказал прокурор Дижона.

Почему чеченцы во Франции?

— Две чеченские войны в 1990-х и начале 2000-х годов вызвали волну эмиграции, после чего многие чеченцы направились в Западную Европу.

— В последние годы все больше чеченцев оказались в изгнании из-за разногласий с авторитарным прокремлевским лидером республики Рамзаном Кадыровым, которого обвиняют в многочисленных нарушениях прав человека. 

— По оценкам, в 2018 году во Франции проживало 15 000 российских беженцев, многие из которых приехали из Чечни.

Почему они реагируют насилием?

— Исследователи говорят, что этнические чеченцы страдают от стереотипов «храбрых чеченских воинов», в то же время часто придерживаются стереотипных взглядов — под влиянием российского государственного телевидения — о ближневосточных и североафриканских общинах в Европе, считая их представителей «террористами».

— «Эти стереотипные дискурсы проистекают из долгой истории господства с обеих сторон и, во французском контексте, способствуют поддержанию «соперничества» между двумя диаспорами», — пишет исследовательница во Французском институте геополитики Елена Мак-Гландьер. 

— Сильные клановые связи также влияют на чувство «коллективной ответственности» чеченской диаспоры, написала она. «Если кто-то пострадал или было проявлено неуважение, они считают себя вправе требовать возмездия или компенсации», — пояснила Мак-Гландьер.

Что будет дальше?

— Заместитель министра внутренних дел Франции Лоран Нуньес отправился в Дижон, пообещав «чрезвычайно сильный ответ». Во вторник вечером, чтобы предотвратить беспорядки, было мобилизовано более 150 полицейских и военизированных жандармов.

— Прокурор Дижона Эрик Матэ заявил, что началось расследование по факту попытки убийства преступной группировкой.

— Министерство внутренних дел Франции заявило, что оно также начало судебное расследование, «чтобы определить обстоятельства, при которых произошло насилие» и привлечь виновных к ответственности. 

В статье использована информация AFP.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку