Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Нефтяники проиграли сектору возобновляемой энергетики

Европейские нефтегазовые компании потеряли €364 млрд стоимости в этом году

Стремясь вернуть инвесторов, Shell (на фото – акция Greenpeace у ее штаб-квартиры в Лондоне) в четверг объявила о повышении дивидендов на 4%; в апреле она снизила их на 66%
Стремясь вернуть инвесторов, Shell (на фото – акция Greenpeace у ее штаб-квартиры в Лондоне) в четверг объявила о повышении дивидендов на 4%; в апреле она снизила их на 66% Фото: Михаил Оверченко/VTimes

В 2020 г. ведущие европейские нефтегазовые компании потеряли более €364 млрд ($426,7 млрд) рыночной стоимости. Это падение происходит на фоне положительной динамики акций компаний в сфере возобновляемой энергетики и тех, что специализируются на разработке более чистых видов топлива. 

Совокупная рыночная капитализация 16 нефтегазовых компаний, входящих в европейский индекс голубых фишек Stoxx 600, упала в 2020 г. на 53%, показал анализ данных Bloomberg, проведенный Financial Times. Акции BP, Shell, Repsol и Eni потеряли около 60% стоимости в национальных валютах, Total – около 50%. Волна продаж снова прокатилась по сектору в среду, когда цена нефти Brent упала на 5% до $39 за баррель. 

В вечеру четверга Brent подешевела еще на 4,5% до $37,4 за баррель. 

Цены на нефть стали одними из жертв пандемии – карантин и ограничения на поездки резко сократили спрос на топливо. Цена Brent упала с $70 за баррель в январе до менее чем $20 в апреле. Несмотря на последующее восстановление до уровня около $40, такое падение не могло не оставить огромную дыру в бюджете всей нефтяной отрасли. «Цены на акции по всему сектору упали», – заявил на этой неделе финансовый директор BP Мюррей Очинклосс.

«В мире, где у нефти некогда не было конкурентов, сохранялось ощущение, что что все будет всегда возвращаться на круги своя. Но сейчас это уже не единственный игрок [на энергорынке]», – говорит Чарльз Донован, профессор Центра климатических финансов и инвестиций бизнес-школы Imperial College. 

Новые обязательства по борьбе с изменением климата не помогли европейским нефтяным компаниям, которые все больше подвергаются давлению со стороны инвесторов, призывающих сделать их бизнес более чистым. Для таких нефтяных гигантов, как BP и Royal Dutch Shell, наступили сложные времена, и им приходится переживать не только резкое падение цен на нефть, но и работать над программами перехода к более экологически чистым видам энергии.

Несмотря на то, что эти компании обещали увеличить инвестиции в программы снижения выбросов углекислого газа, в ближайшие годы они все равно будут получать основную часть доходов от продажи углеводородов. Донован считает, что акции европейских нефтяных компаний не поднимутся до тех пор, пока они не докажут, что сделали серьезные шаги по повышению экологичности. 

«После более чем 100 лет фальстартов государственная политика теперь твердо поддерживает водород как средство достижения целей по сокращению выбросов CO2», -- говорится в недавнем отчете аналитиков Citi. Они считают, что новые климатические цели ЕС и других стран от Японии до Австралии «указывают на переломный момент в мировом развитии».

В отличие от нефтяных компаний игроки на рынке чистой энергии и компании, производящие технологии и оборудование для возобновляемой энергетики, переживают в этом году свой звездный час. Капитализация голландской Alfen, занимающейся хранением электроэнергии, подскочила в этом году более чем на 230%, сделав компанию лидером по темпам роста в Stoxx 600. Стоимость британской ITM Power, производящей оборудование для водородной энергетики, поднялась на 220%, а разработчика технологии топливных элементов Ceres Power – на 148%. Акции испанской Solaria Energia y Medio Ambiente, работающей в секторе солнечной энергетики, выросли на 131%, норвежской водородной компании Nel – на 91%.

Сектор ветряной энергетики тоже переживает бурный рост. Акции датской Vestas Wind Systems взлетели на 51%, а крупнейшего в мире строителя ветряных электростанций на шельфе Orsted – на 37%.

Перевел Виктор Давыдов

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку