Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Купи рискованную облигацию в кризис – получи впечатляющий доход

Больше 20% за год мусорные бонды США приносили лишь трижды, в том числе в 2020–2021-х годах

Судно Vista компании Carnival Corporation Фото: TRIESTE NAVI / CC BY 2.0

Облигации, выпущенные компаниями, которые сильнее всего пострадали от коронакризиса, принесли инвесторам значительный доход. В выигрыше оказались участники рынка, рискнувшие сделать ставку на то, что эти компании выживут.

«Это впечатляющий разворот», — характеризует ситуацию, которая сложилась за последний год в секторе долгового капитала, Уильям Смит, директор по рынку высокодоходных облигаций США AllianceBernstein.

Так, Carnival Corporation, на нескольких круизных лайнерах которой в феврале – марте 2020 г. у пассажиров был обнаружен коронавирус, после этого заложила свои корабли, чтобы привлечь у инвесторов $4 млрд под 11,5% годовых. Сейчас эти облигации торгуются с доходностью менее 4% в результате роста цен на них.

Бизнес Carnival еще не восстановился. Компания теряет $600 млн денежных средств в месяц, а служащие обеспечением по облигациям суда все еще стоят у причалов. Carnival ждет, когда власти США снимут запрет на выполнение рейсов. Однако покупатели ее облигаций, так же как бондов сетей кинотеатров, ресторанов и авиакомпаний, за последний год получили весомый доход благодаря действиям властей и постепенному выходу экономики из кризиса.

«Это просто поразительно», — говорит Шэннон Уорд, управляющая портфелем в Capital Group, которая на пике кризиса инвестировала в облигации многочисленных пострадавших от него компаний. Согласно раскрываемой Capital Group информации, ей принадлежит почти 10% бондов, выпущенных Carnival год назад. «В апреле прошлого года все задавались вопросом, как эти компании смогут выжить. Тот, кто в условиях такой неопределенности выпускал облигации, должен был предложить значительную ставку купона. Это было очень сложное время», — говорит Уорд.

Согласно индексу высокодоходных облигаций, составляемому ICE Data Services, держатели бондов со спекулятивным кредитным рейтингом за год по конец марта получили более 23% дохода. Этого даже достаточно, чтобы компенсировать убытки, понесенные во время обвала в начале прошлой весны.

По данным аналитиков Deutsche Bank, доход более 20% за любые 12 месяцев можно было получить только три раза в истории (со времени появления рынка мусорных облигаций в 1980-х гг.). Два других подобных периода тоже имели место после кризисов — схлопывания пузыря доткомов в первые годы XXI в. и после финансового кризиса 2008 г.

В этот раз разворот на рынке стимулировало беспрецедентное решение Федеральной резервной системы, указывают инвесторы и аналитики: 23 марта 2020 г. она объявила, что для поддержки рынка начнет скупать корпоративные облигации. После этого цены бондов начали подниматься со дна, и компании со спекулятивными рейтингами после трехнедельной паузы стали возвращаться на рынок.

Привлечь антикризисное финансирование тогда решилась сеть ресторанов Yum Brands, которой принадлежат в том числе такие бренды, как KFC и Taco Bell. Хотя кредитные рейтинги Yum Brands находились и по-прежнему находятся на высоких ступенях спекулятивного уровня (сейчас — Ba2 от Moody’s Investors Service), компании, многие рестораны которой закрылись из-за введенного карантина, пришлось предложить инвесторам ставку купона 7,75% по 5-летней облигации на $600 млн.

Сейчас эта бумага торгуется по цене 110% от номинала. В марте 2021 г. Yum Brands смогла выпустить уже 10-летние бонды всего под 3,625%.

Пользуясь высоким спросом со стороны инвесторов и снизившейся стоимостью заимствований, компании уже начали рефинансировать долги, привлеченные в прошлом году по высоким ставкам. Этим прежде всего занимаются компании с рейтингами более высокого инвестиционного уровня. Сеть универмагов Kohls на этой неделе выпустила облигации со ставкой 3,4%: полученные средства пойдут на погашение бондов на $600 млн, размещенных в прошлом апреле под 9,5%. Кризисная бумага за год выросла в цене до 130% от номинала, ее доходность опустилась ниже 2%.

На прошлой неделе еще одна сеть универмагов, Nordstrom, привлекла $675 млн на погашение облигаций, выпущенных в апреле 2020 г.

По данным ICE Data Services, по цене выше номинала сейчас торгуются облигации с инвестиционным рейтингом более чем на $6 трлн; это более 80% таких бумаг, обращающихся на рынке США. В секторе облигаций со спекулятивным рейтингом, составляющем $1,5 трлн, выше номинала торгуются чуть меньше 79% бумаг.

Центральные банки и политики своими мерами поддержки и стимулирования «сжали рыночный цикл», говорит Смит из AllianceBernstein, которая держит около 3,6% выпущенных в кризис облигаций Yum Brands: «Была беспрецедентная остановка экономики — одна из худших рецессий, которые мы когда-либо видели, — и вот мы уже вернулись на докризисные уровни».

Некоторые участники рынка, впрочем, призывают к осторожности. Бум на рынке долгового фондирования в прошлом году привел к значительному росту корпоративного долга; в результате у компаний выросли и отношение заемных средств к собственным, и потребности в будущем рефинансировании.  

Кроме того, надежды на стремительное восстановление экономики США привели к сужению спреда между доходностями корпоративных и казначейских облигаций до исторически минимальных значений. В результате рынок стал особенно чувствителен к росту процентных ставок, которые повышаются в ожидании ускорения инфляции. Для сектора бондов с инвестиционным рейтингом I квартал этого года стал одним из худших в истории. Понемногу начали снижаться и доходы, полученные по облигациям со спекулятивным рейтингом.

На рынке царят столь оптимистичные ожидания, что высок риск разочарования, которое может привести к падению цен. «Вопрос в том, что случится, когда пройдет эйфория от фискального стимула», — говорит Смит.

Перевел Михаил Оверченко

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку