Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

10 новых выводов климатологии 2021

Что наука о климате говорит о ситуации на нашей планете? 

Лесные пожары в Австралии.
Лесные пожары в Австралии. Jessica Bee

На экологическом саммите ООН в Глазго COP26 в четверг был представлен доклад «10 новых выводов климатологии 2021», который подготовила шведская организация Future Earth в сотрудничестве с Earth League и Всемирной программой исследования климата. 

«В этом докладе ученые представили 10 аналитических выводов, которые должны быть у каждого участника переговоров по борьбе с изменением климата», – заявил Йохан Рокстрём, профессор Потсдамского института климатических исследований, сопредседатель Earth League. Частично изложенные в докладе данные уже известны, но здесь они проработаны гораздо более глубоко, добавил он. В подготовке исследования участвовали 54 эксперта из 20 стран.

  1. Стабилизировать рост мировой температуры на уровне 1,5° все еще возможно, но необходимы решительные меры на глобальном уровне. Очень важно предпринять их именно в этом десятилетии. Нужно сокращать минимум по 2 Гт (миллиард тонн) выбросов углекислого газа в год, или около 5% от нынешнего уровня выбросов (42 Гт). Тогда будет 50%-ный шанс уложиться в 1,5°. Чтобы иметь 67%-ный шанс, нужно сокращать по 4 Гт в год. 
  2. Быстрый рост выбросов метана и азотистой кислоты способствует росту температуры на 2,7° к концу века. Сокращать надо не только углеродный след. Поэтому так важно заключенное в Глазго более чем 100 странами соглашение уменьшить выбросы метана на 30% к 2030 г., хотя с научной точки зрения его недостаточно. 
  3. Мегапожары становятся распространенным явлением, достигают новых масштабов и имеют колоссальные последствия. В России совокупные площади, опустошенные пожарами крупнее 40 000 га, составили в период с конца 2019 г. по август 2021 г. 6,69 млн га. А ведь Россия очень рассчитывает на свои леса в качестве компенсационного фактора на переговорах о выбросах СО2. На 2-м месте по площадям, опустошенным пожарами, находится Австралия (4,37 млн га), на 3-м – США (2,81 млн га). 
  4. При более высоких уровнях глобального потепления увеличивается возможность маловероятных событий с критическими последствиями на региональном или глобальном уровне. И если в 2000 г. критическим уровнем для роста такой возможности считалось повышение температуры более чем на 5°, то теперь ученые указывают на уровень 1,5-2°. Также вырастают риски эффекта каскада, когда таяние льдов Гренландии замедляет оборот воздуха в северной Атлантике и влияет на сезон дождей над Амазонкой, что ведет к гибели лесов там от засухи и пожаров, а также таянию льдов в Антарктике. 
  5. Борьба с изменением климата должна быть справедливой. Чтобы мир не превысил критический уровень выбросов, 1% самого богатого населения Земли должен сократить выбросы в 30 раз, а самые бедные 50% могут увеличить их в 3 раза.
  6. Необходимо менять стиль жизни и поведение потребителей. Уменьшением выбросов на стороне спроса зачастую пренебрегают, упор делается на их сокращении в области предложения (развертывание возобновляемых источники энергии, сворачивание – углеводородных). Сформировать стиль жизни, соответствующий росту температуры на 1,5°, поможет понятие «потребительского коридора». Нижняя граница выбросов на человека определяется достойным жизненным уровнем, а верхняя ограничивается в соответствии с глобальными целями по выбросам (наибольший результат даст изменение в образе потребления богатых людей). Власти и бизнес должны выстраивать продовольственную, транспортную и жилищную инфраструктуру в соответствии с потребительским коридором.
  7. Есть многочисленные научные доказательства того, что введение углеродной цены способно обеспечить необходимый масштаб энергоперехода. Углеродная цена рассчитана для 61 страны, но покрывает лишь 22-23% мировых выбросов и слишком низка. Первый пример, где углеродная цена начинает показывать свою эффективность, – ЕС, где в системе торговли квотами на выбросы она достигла необходимого с точки зрения научного обоснования уровня более $60/т СО2.
  8. Без природосберегающих решений целей Парижского соглашения не достичь. Но они не должны заменять или откладывать меры по декарбонизации, потому что сохранение природы заложено в модели, показывающей, сколько выбросов надо сократить.
  9. Океан – терморегулятор планеты. Необходимо защищать его и морские экосистемы. Морские заповедные зоны нужно увеличить с 7,7% до 30% (и это только одна из мер).
  10. Расходы на снижение отрицательных последствий изменения климата оправданы выгодами для здоровья населения и состояния природы. Необходимо учитывать реальные издержки от изменения климата: так, более 7 млн человек в год умирают преждевременно из-за загрязнения воздуха.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку