Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Объем продаж российского оружия на мировом рынке снизился третий год подряд

В Москве не согласны с методикой оценки международных экспертов

Открытие международного военно-технического форума «Армия-2021». Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Общий объем продаж вооружений российских компаний, входящих в сотню основных производителей оружия в мире, снизился с $28,2 млрд в 2019 году до $26,4 млрд в 2020 году, т. е. на 6,5%. Об этом говорится в отчёте Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).

Падение наблюдается с 2017 года, когда продажи оружия российскими компаниями, входящими в топ-100, достигли пика. На долю российских фирм приходилось 5% от общего объема продаж оружия в ТОП-100.

Спад совпал с окончанием Государственной программы вооружений на 2011–2020 годы и задержкой сроков поставки из-за пандемии. Продажи вооружений «Алмаз-Антей» и Объединенной судостроительной корпорации упали на 31% и 11% соответственно. Объединенная авиастроительная корпорация увеличила продажи вооружений на 16%.

Еще одним ключевым событием в российской оружейной промышленности стала диверсификация продуктовых линеек. Компании увеличивают своё присутствие в гражданском секторе: здесь они планируют продавать до 30% от общего объема к 2025 году и до 50% к 2030 году.

В целом мировые продажи оружия выросли, несмотря сокращение мировой экономики на 3,1% в течение 2020 года из-за пандемии. «Промышленные гиганты в значительной степени были защищены устойчивым государственным спросом на товары и услуги военного назначения», — пояснила Александра Маркштейнер, исследователь программы SIPRI по военным расходам и производству оружия. Лидерами по поставкам оружия за 2020 года стали США (54% от общего объема продаж в мире) и Китай (13%).

Глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев в интервью РБК объяснял, что международные организации используют системы подсчёта, которые отличаются от тех, которыми пользуются в России. Из-за этого российские и международные оценки объема продаж вооружений отличаются. «У нас оценка экспорта ведется на основе закрепленных контрактных цен на поставляемое имущество. Скажем, цена контракта на продукцию Х — $1 млн. После того как она отправлена заказчику, мы фиксируем этот $1 млн», — рассказал Шугаев. По его словам, SIPRI использует тренд-индикатор, который имеет примерно одинаковое значение для однотипной продукции. «Например, все танки — американские, немецкие, французские, китайские, наши — они считают по одной цене, что, конечно же, совершенно неадекватно их реальной стоимости», — отметил он. Также, по словам Шугаева, SIPRI использует только открытые данные, которые не являются полными.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку