Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Стоимость грузовых авиаперевозок выросла до рекордного уровня

Из-за проблем перевозчиков страдают потребители

Kevin.B (CC BY-SA 4.0)

Авиаперевозчикам не хватает самолетов для доставки грузов, а цены на транспортировку по основным маршрутам, связывающим производственные центры Китая с потребителями в США и Европе, выросли за последние три месяца почти вдвое. В результате стоимость грузовых авиаперевозок в преддверие новогодних праздников достигла рекордных уровней.

Цена доставки груза самолетом из Шанхая в Северную Америку впервые достигла $14/кг на прошлой неделе, превысив предыдущий рекорд в $12, установленный в 2020 г., когда пандемия только начала разрывать традиционные цепочки поставок. В конце августа 2021 г. цена была $8/кг. Аналогичный рост цен отмечается на маршрутах из Гонконга в Европу и США и на трансатлантических рейсах между Франкфуртом и Северной Америкой, согласно индексу Baltic Exchange Airfreight и провайдеру данных о грузоперевозках TAC Freight.

«Все знают: если хочешь заполнить полки перед Рождеством, груз нужно доставлять по воздуху», – говорит Ингве Руд, директор по глобальным воздушным грузоперевозкам Kuehne+Nagel, одной из крупнейших транспортно-экспедиторских компаний мира.

Четвертый квартал всегда был самым загруженным из-за продаж в «черную пятницу», а также накануне Рождества и Нового года. Но в этот раз сезонный рост спроса происходит на фоне и без того исключительно напряженной ситуации, в которой оказалась индустрия логистики и доставки. Бизнесу приходится все чаще обращаться к авиакомпаниям, потому что в секторе морских грузоперевозок царит хаос из-за нехватки контейнеров и пробок в портах.

В основном самолеты сейчас доставляют готовую продукцию, такую как предметы моды и потребительская электроника, но также и компоненты, включая запчасти для автомобилей и полупроводники. Также, по словам топ-менеджеров отраслевых компаний, с появлением омикрона сильно увеличился поток в Европу тестов на COVID-19 и индивидуальных средств защиты.

Обычно половину грузов перевозили пассажирские самолеты, но из-за пандемии многие из них не летают, а когда все-таки поднимаются в воздух, то обычно следуют на курорты, а не по маршрутам между крупными транспортными хабами. Поэтому некоторые авиакомпании переключились на грузоперевозки.

Тем не менее, загрузка мощностей в отрасли грузовых авиаперевозок сейчас на 13% ниже, чем в 2019 г., говорит консультант Марко Блоумен из Seabury Consulting, подразделения Accenture. При этом спрос вырос на 6%, то есть разрыв между предложением и спросом составляет почти 20%, отмечает он.

Даже возобновление в ноябре трансатлантического сообщения не помогло, потому что авиакомпании снова перевели доставлявшие грузы самолеты на перевозку пассажиров, а место в багажных отделениях самолетов сейчас ограничено, потому что отдыхающие, которые обычно сдают несколько чемоданов, возвращаются быстрее, чем бизнес-путешественники, говорит Руд. Цены между Франкфуртом и Северной Америкой выросли с $3,5 до $5,4/кг с тех пор, как США объявили, что откроют границы для иностранцев.

East Midlands Airport, крупный грузовой аэропорт Великобритании, рассчитывает обработать в этом финансовом году 470 000 т товаров против 370 000 т до пандемии. «Компании, которые доставляли продукцию в багажном отделении пассажирских самолетов, скорее всего продолжать пользоваться услугами специализированных грузоперевозчиков, пока работа трансатлантических пассажирских рейсов не вернется на допандемический уровень», – говорит управляющий директор аэропорта Клэр Джеймс.

Поскольку наладить нормальную работу цепочек поставок пока не удается, основными пострадавшими в конечном итоге будут потребители, считает Бхарат Ахир, гендиректор консалтинговой фирмы 28one: «Есть два явных следствия: доступность товаров будет ниже, а те, что в наличии, будут стоить дороже».

читать еще